Когда речь заходит о глобальных цифровых гигантах – Microsoft, Nintendo, Sony – Казахстан по прежнему остаётся страной с ограниченным доступом. Ни подписки Xbox Game Pass, ни корректно работающего PlayStation Network и Nintendo eShop. Редакция CMN.KZ направила запросы в три профильных министерства – цифрового развития, культуры и торговли – чтобы понять, в чём причина этого цифрового отчуждения

Минцифры: у нас есть хабы и письма в Японию

Ответ Министерства цифрового развития внушителен и наполнен крутыми IT терминами – перечень инициатив, хабов и международных партнёрств занимает не одну страницу. Astana Hub, Presight.AI, Microsoft, NVIDIA, Draper University, Google for Startups. Казахстан, как утверждает Минцифры, последовательно превращается в «цифровой хаб Центральной Азии».

Фото: akorda.kz

«Astana Hub напрямую взаимодействует с рядом глобальных компаний, включая Microsoft, Google и NVIDIA, по вопросам потенциального размещения сервисных и R&D-центров, а также по образовательным и акселерационным программам».

Вот только в этом списке не оказалось ответа на вопрос: почему обычный пользователь в Казахстане не может оформить подписку в сетевых сервисах или же приобрести самый обычный лицензионный Microsoft Office без третьих рук? Почему сервисы Google в стране выглядят урезанно, а PlayStation Network (PSN) по-прежнему заблокирован для местных банковских карт?

Скриншот с ошибкой региона в Steam

На наш запрос о PSN Минцифры ответило:

«Министерство совместно с Посольством РК в Японии неоднократно направляло официальные письма в адрес Sony Interactive Entertainment, но ответа не получено».

Да, казахстанские стартапы участвуют в международных программах. Но среднестатистический пользователь по-прежнему ощущает себя лишённым. И дипломатическая переписка, увы, не заменяет полноценный доступ к цифровым сервисам.

Профессиональный геймер Даулет рассказал нашей редакции, с чем ему лично пришлось столкнуться:

«Ещё в 2020 году я купил Cyberpunk 2077 – это такая игра про будущее. Брал на PlayStation 4. Недавно вышло крутое дополнение, отличный повод перепройти и освежить воспоминания. У меня как раз появилась новенькая PlayStation 5 – и каково было моё возмущение, когда я узнал, что почти невозможно перенести игру на свежую консоль, потому что я якобы нахожусь в России. Чувство отрешённости от всего мира реально достало. Уже 2025 год, а мне приходится звонить и упрашивать друга из Чехии, чтобы он помог оплатить аккаунт».

Вот она, реальность за пределами стратегий и пресс-релизов: игры про будущее здесь запускаются по технологиям прошлого.

Минкультуры: Видеоигры как культурная дипломатия

Неожиданно приятным исключением стал ответ Министерства культуры. Он оказался не только актуальным, но достаточно молодёжно-ориентированным:

«Видеоигры обладают значительным потенциалом как инструмент культурной дипломатии и продвижения казахстанской культуры. Современная игровая индустрия находится в постоянном поиске уникальных культурных контекстов».

В министерстве приводят в пример такие проекты, как Ghost of Tsushima, The Witcher – игры, которые сделали самобытную культуру стран узнаваемой во всём мире. Казахстан тоже имеет, что предложить: богатое кочевое наследие, эпосы, пейзажи, исторические повороты, которые до сих пор не стали основой для глобальных проектов.

Скриншот игрового процесса Ghost of Tsushima

«Казахстан может предложить эпические повествования, разнообразие природных ландшафтов, а также малоизвестные, но яркие исторические события, что делает наш культурный контент конкурентоспособным на глобальном рынке».

Всё это звучит как приглашение – к разработке, к интеграции, к сотрудничеству. Жаль только, что при всей этой открытости пока не прослеживается реальных механизмов поддержки гейм-девелопмента, это всё подтверждают нашей редакции и сами разработчики.

Потенциал есть, но без конкретных инструментов он останется на бумаге.

Минторговли: Это не к нам

И, наконец, самый печальный ответ – от Министерства торговли и интеграции. Там просто переадресовали запрос в Минцифры, не объяснив, почему экономический и торговый контекст им якобы не актуален. А ведь вопросы были прямыми:

  • Проводился ли анализ экономического и имиджевого ущерба от отсутствия глобальных IT-сервисов в РК?
  • Какие барьеры мешают запуску IT сервисов в Казахстане?

Ответа нет. Ни экономических расчётов о потере денежных средств от изоляции, ни стратегической оценки. Просто – не к ним.

В этом и заключается суть нашей цифровой проблемы: министерства хвалят стартапы и хабы, но игнорируют реальность потребителя. Глобальные корпорации не видят смысла заходить в страну, где государственные органы не могут (или не хотят) коллективно сформировать привлекательные условия. Когда запрос об инвестиционном потенциале уходит в пустоту – это не просто бюрократия, а уже диагноз.

Вывод

Astana Hub может запускать хоть тысячу проектов «Будущего». Но если Microsoft и Nintendo не видит рынок, а Sony игнорирует дипломатические письма, значит, дело не в технологиях, а в доверии. И в том, как государство формирует цифровую среду: не через презентации, а через реальные, фактические, настоящие условия!

Пока Казахстан не осознает, что цифровая независимость начинается с доступа к базовым сервисам, а не с красивых отчётов, Google будет навязчиво заменён российским аналогом, а PSN, Xbox Game Pass и Nintendo eShop будут покупать с помощью посредников, вкладывая деньги в другие страны.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version