В 2018 году городскую клиническую больницу №1 отдали на 15 лет в доверительное управление ТОО Smart Health University City. Таково было решение экс-акима Алматы Бауыржана Байбека. Но в начале 2024-го через суд её уже вернули в коммунальную собственность. Теперь городские власти собираются решать всё то, что не смог бывший управляющий, на деле оказавшийся злостным нарушителем договора и городских правил. Причины и детали произошедшего выяснил корреспондент CMN.KZ
Управляющая частная компания за шесть лет смогла привести объект к ухудшению финансовых показателей, высокому износу оборудования, увеличению количества смертельных случаев, ущемлению беременных и общему снижению качества предоставляемых услуг. Также ответственные за это не выполнили сейсмоусиление и не провели вентиляцию. Всё это стало известно благодаря нескольким судебным актам. Но прежде, чем опишем их детали, познакомим с антигероем этой истории.
ТОО Smart Health University City зарегистрировали в 2014 году, до сих пор её руководитель и один из учредителей – Эрнест Калиев. Прим этом он же до 17 апреля 2024 года числился директором и главным врачом ГКБ №1. Сейчас больницей управляет Магрипа Бапаева.
В открытых источниках указано, что медицинский центр Smart Health University City создали в рамках государственно-частного партнерства, а в уставной капитал ТОО внесена интеллектуальная собственность КазНУ. Открыл же медцентр, чуть-ли не разрезая ленточку, экс-президент Нурсултан Назарбаев.
Не хотели или не получилось?
Судебный акт специализированного межрайонного экономического суда Алматы от 15 декабря 2023 года гласит, что иск в отношении Smart Health University City подало управление государственных активов Алматы. Именно они и потребовали прекратить доверительное управление имущественным комплексом и обязать вернуть больницу городу по акту приёма-передачи.
Забегая вперёд, отметим, что истец безоговорочно победил в суде. Всё потому, что нашёл неопровержимые доказательства обвинения.
5 мая 2022 году при больнице провели заседание специальной комиссии, где рассмотрели вопрос об исполнении обязательств по заключённому с акиматом договору. Далее по очереди приводится ряд обязанностей, не исполненных управляющим.
Во-первых, оказалось, что ТОО должно было провести экспертизу по восстановительным работам сейсмоусиления и получить заключение через два месяца после получения объекта. Кроме того, сделать капитальный ремонт здания. Однако документы на это, в том числе ориентировочную стоимость в 1,9 млрд тенге, управляющий предоставил лишь летом 2022 года.
Во-вторых, доказательством неэффективного управления государственным имуществом послужили письма в адрес управления здравоохранения Алматы. Судя по всему, их было много. Они, как следует из материалов дела, содержали в себе жалобы на: «Негативные последствия проводимых доверительным управляющим мероприятий».
«Установлено, что управляющий не обеспечивал повышение квалификации врачебного и среднего медперсонала, своевременную оплату коммунальных услуг и внедрение инновационных медицинских технологий. Установлен ежегодный рост кредиторской задолженности ГКБ на сумму порядка 650 млн тенге (фонд оплаты труда, налоги, лекарственные средства, питание, коммунальные услуги и текущие затраты). Указанные обстоятельства также ведут к социальному недовольству и в связи с отказами в плановой госпитализации и выплатам заработной платы»,
говорится в материалах дела.
Следующая претензия к ТОО: несмотря на рост выделенных средств, наблюдаются ухудшения финансовых показателей. Истцы привели ряд аргументов. Так, 21 февраля 2022 года прокуратура Алматы на основе аудиторских проверок установила, что финансирование поступает из НАО «Фонд социального медицинского страхования» с дроблением на разные счета доверительного управляющего и ГКБ. В 2019 году – 1,8 млрд тенге, 2020 году – 1,4 млрд тенге, 2021 году – 1,1 млрд тенге и дополнительно на меры по борьбе с КВИ – 3,7 млрд тенге; в 2022 году – 1,7 млрд тенге и 1,2 млрд тенге.
При этом, исходя из информации судебного акта, задолженность больницы в 2020 году составила 153 млн тенге, а дебиторская задолженность – 588 млн тенге. В 2021-м только первая цифра стала меньше – лишь на 24 млн тенге.
Здесь же отмечается, что специалисты управления здравоохранения отметили снижение качественных показателей оказания медицинских услуг. Они же и обратили внимание в суде на многие другие нарушения управляющего.
Чем дальше в лес…
Оказалось, что подъезд санитарного автотранспорта скорой медицинской помощи к входной группе приёмного отделения затруднён, а подъём на пандус осуществляется без выезда. В случае же массового поступления людей возникает проблема размещения и выгрузки пациентов, следует из данных судебного акта.
«Нет отдельного потока для плановых пациентов. Сортировочной площадки нет, зоны для размещения каталок, зоны для ожидания сопровождающих лиц в общем коридоре. Нет указателей маршрутизации по отделению, табличек обозначения специалистов. Обязанности регистратора-диспетчера выполняет медсестра приёмного отделения. Триаж и маркировка пациентов осуществляется маркировочными браслетами. В штате имеется медицинская сестра триажа, но при опросе она не в полном объёме владеет функциональными обязанностями»,
говорится в материалах дела.
Прим этом отмечается, что сортировка пациентов занимает более 60 секунд, положенных по регламенту. Более того, медсестра-триаж не проводит физикальные методы осмотра – измерение АД, температуры, направление в зону ожидания, информирование профильного врача и другие.
«Медсёстры не владеют информацией по количеству пациентов в приемном покое и занятых коек в жёлтой зоне. Ранее был внедрён принцип маркировки и идентификации пациента по тяжести состояния при помощи маркировочных браслетов, но в тоже время маркировка браслетами проводится не для всех обратившихся пациентов. Напольная маркировка не соответствует смотровым зонам. Нет зоны для осмотра амбулаторных пациентов (зелёная) – осмотр производили в общем потоке в жёлтой зоне. Нет поста для наблюдения за пациентами. Зоны отделены межкроватными ширмами. Кроме ЭКГ, нет мобильного лечебно-диагностического оборудования»,
говорится в материалах дела.
В анализе управления здравоохранения также утверждается, что в приёмном покое ГКБ №1 нет мобильных, передвижных, портативных аппаратов анализаторов для срочной диагностики рядом с пациентом. А при выявлении заразных или особо опасных инфекций специальное помещение не соответствует всем требованиям.
Смертность и ущемление беременных
По иску, следующие обвинения также свидетельствовали о неэффективном управлении и нарушении договора частником.
«Несмотря на увеличение коечного фонда в 2020-2022 годах в ГКБ №1 на 14,5%, пролечено меньше больных на 24,7%. Для сравнения – 15 310 в 2017 году, 11 359 в 2022 году. Количество умерших при этом возросло в шесть раз – в 2017 году 17 человек, в 2022 году – 99 человек. Летальность увеличилась в восемь раз с 0,11 в 2017 году до 0,87 в 2022 году. Сократилось количество развернутых коек для беременных и рожениц (кроме патологии беременности) с 65 в 2021 году до 40 в 2022 году. Свёрнуты койки отделения травматологии для взрослых (реабилитация) с 11 коек в 2017 году»,
говорится в материалах дела.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что ТОО Smart Health University City в качестве управляющего нарушило свои обязательства. Но ответчик не согласился с судебным актом и дело затянулось до марта 2024 года. Впрочем, коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда всё-таки оставила апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Но это не единственное дело в последний год, где Smart Health University City представлен в качестве ответчика. По одному из них, за компанией числится долг перед Алматинскими тепловыми сетями в 36,1 млн тенге. При этом в мае этого года CMN.KZ стало известно, что ТОО «Востокбурвод-Павлодар» также пытается взыскать задолженность с Smart Health University City. Исходя из иска, по договору от 2023 года компания оказалось должна фирме из Павлодара 59,9 млн тенге.
Что теперь
В начале июня 2024 года акиму Алматы Ерболату Досаеву сообщили, что больнице требуется ремонт фасадной части и кровли, замена инженерных и вентиляционных систем, гидроизоляция и укрепление подвального помещения. А ещё, что необходимо обновление медицинского оборудования. Об этом сообщили в пресс службе акимата.
«Нужно вернуть былой статус больнице, провести ремонтные работы фасадной части, там, где это необходимо, расширить отделение медицинской реабилитации, оптимизировать пищевой блок, привести в порядок кислородную станцию»,
сказал тогда градоначальник.
Означает ли это, что решение передать такого рода объект частнику изначально была обречена на провал – вопрос открытый.