25 декабря воздушное судно Азербайджанских авиалиний потерпело крушение в Актау. Расследованием причин уже занялась правительственная комиссия. Что ещё в этой связи требует немедленных действий Казахстана, как участника Конвенции о международной гражданской авиации, рассказал корреспонденту CMN.KZ эксперт

Конвенция от 1944 года регулирует вопросы, связанные с авиационными происшествиями. Государства, подписавшие её, обязаны обеспечивать безопасность гражданской авиации и сотрудничать в расследовании авиационных происшествий. Казахстан ратифицировал её 2 июля 1992 года.

Кандидат юридических наук и генеральный директор компании «Закон и справедливость» в Алматы Анатолий Бахирев для начала отметил, что авиакатастрофа под Актау – чрезвычайное событие, требующее немедленного реагирования со стороны государства.

«Согласно Международному праву, основные обязательства страны должны быть выполнены, руководствуясь внутренним законодательством и нормами указанной Конвенции. Сейчас в РК обязаны провести расследование причин авиакатастрофы. Это подразумевает независимое и всестороннее исследование, включая анализ технических и человеческих факторов, которые могли способствовать инциденту. При этом информировать заинтересованные стороны: незамедлительно уведомить государство регистрации самолёта, оператора, производителя судна и других. Кроме того, если необходимо, то предоставлять доступ к месту происшествия и обеспечивать взаимодействие с международными органами, такими как Международная организация гражданской авиации (ИКАО)», – рассказал эксперт по международному праву.

Авиакатастрофа в Актау. Фото: пресс-служба МЧС

Конкретно в случае авиакатастрофы в Актау, по его словам, Казахстан обязан предпринять следующие меры:

  • оперативное расследование – создание комиссии, включающей экспертов из международных и национальных структур для установления причин катастрофы, а также специалистов для технической оценки состояния самолета и инфраструктуры;
  • публичное информирование – предоставить прозрачную информацию о ходе расследования, чтобы избежать слухов и обеспечить доверие общественности;
  • помощь пострадавшим и их семьям – организация компенсаций, медицинской помощи и психологической поддержки для пострадавших;
  • устранение последствий – проведение экологической и инфраструктурной ликвидации последствий аварии;
  • сотрудничество с международными экспертами – включение представителей ИКАО или других организаций для обеспечения объективности расследования.

Согласно конвенции, государство, проводящее расследование, должно назначить уполномоченную структуру и провести весь спектр мероприятий, в том числе как можно быстрее найти и расшифровать содержимое бортовых самописцев.

Читайте также: Облздрав опубликовал список пострадавших при крушении самолёта в Актау

Законы страны

При этом Анатолий Бахирев добавил, что Национальное законодательство также детально регулирует порядок действий в случае авиакатастрофы. Кодекс РК о гражданской авиации, например, определяет порядок проведения расследований и роли уполномоченных структур, таких как Комитет гражданской авиации и Министерство индустрии и инфраструктурного развития.

Анатолий Бахирев. Фото из личного архива.

«Судебные акты Верховного суда также разъясняют практику применения законодательства в чрезвычайных ситуациях, включая ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим и взаимодействие с международными организациями. При этом в Законе РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» регламентируется порядок реагирования на инцидент, включая обеспечение безопасности населения, эвакуацию, оказание медицинской помощи и устранение последствий», – рассказал эксперт.

Исходя из Конвенции, Казахстан может передать целиком или частично право расследования другому государству или региональной организации.

Читайте также: В областную многопрофильную больницу доставили первых пострадавших

Авиакатастрофа в Актау. Фото: пресс-служба МЧС

Ответственность за ущерб и не только

Страна регистрации, эксплуатанта, разработчика или производителя самолёта имеют право посещать место авиационного происшествия. Кроме того, они имеют право осматривать обломки, получать полный доступ ко всем вещественным доказательствам и документам, имеющим отношение к делу, участвовать в считывании записей с бортовых самописцев и принимать участие в анализе причин произошедшего.

При этом страна, где произошло происшествие, не обязана передавать стране регистрации или производителя чёрные ящики. После окончания расследования публикуется окончательный отчёт. Согласия с его выводами других заинтересованных стран, однако, не требуется.

Конвенция и приложение к ней не регулирует такие вопросы, как репатриация тел погибших или возвращение обломков разбившегося самолёта.

Гражданский кодекс РК предусматривает ответственность за ущерб, нанесенный в результате авиакатастрофы, как для авиакомпаний, так и для других сторон, включая государство. Между тем в судебных решениях, касающихся авиакатастроф, Верховный суд РК ориентируется на международные стандарты и нормы, а также на национальное законодательство, определяя степень ответственности и меры по возмещению ущерба.

«Расследование происшествий возлагается на Комитет гражданской авиации. От них требуется подготовка отчёта, который включает рекомендации для повышения уровня безопасности полетов. При необходимости Казахстан обязан привлекать международных экспертов, в частности из ИКАО, для проведения независимой оценки причин происшествия. В Гражданском кодексе РК также говорится, что лицо, чьи действия или бездействие привели к ущербу, обязано возместить причинённый вред. В контексте авиакатастрофы это может быть авиакомпания, производитель воздушного судна или технические службы», – сказал Анатолий Бахирев.

Как и сообщил эксперт, в стране уже завели досудебное расследование по ст. 344 УК РК (Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). При этом, если по его результатам станет ясно, что катастрофа произошла из-за халатности должностных лиц, их также могут привлечь по ст. 371 УК РК (Халатность).

«Таким образом, Казахстан должен действовать в рамках международных обязательств и национального законодательства, чтобы обеспечить справедливость и безопасность в расследовании и разрешении данного авиационного инцидента», – заключил эксперт.

Читайте также: Токаев поручил взять на особый контроль помощь пострадавшим и семьям погибших.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version