В казнете распространяется фото “мусульманских дневников для девочек”, оформленных в соответствующей тематике. Экземпляры заметили в Алматы в одном из магазинов на Арбате. Одним пользователям Facebook показалась спорной подобная канцелярия, другие сочли её абсолютно нормальной. Что это за дневники и имеют ли они отношение к учёбе, разбирался корреспондент CMN.KZ
Фотографией в Facebook поделилась алматинка Лидия-Юлия Семёнова. Девушка написала, что немного удивилась видом подобных школьных дневников.
«Вчера зашла в магазинчик на Арбате (Жибек-Жолы) типа “1000 мелочей”. Среди прочей канцелярии и школьных принадлежностей встретились такие дневники. Я из интереса пригляделась. Все — для юных дев, судя по картинкам. Мусульманского толка: на обложках цитаты и суры из Корана. Оформлены цветочно-ванильными картинками с юными восточными раскрасавицами. Такие очень предметно ориентированные. Но, в общем, как я поняла, рядовые школьные дневники для девочек, но вот по стилистике….», — написала девушка.
В первом же комментарии одна из пользовательниц соцсети написала, что вряд ли это может быть дневником для школы. Так как в Казахстане разрешены школьные дневники только утверждённого образца:
Дневники, но не школьные
Пока одни комментаторы углядели в тетрадках признаки заговора – “насаждаемую арабизацию” и “уход от казахских корней”, другие опровергли их принадлежность к школе.
На самом деле, чтобы понять для чего предназначены такие блокноты, достаточно просто перевести название с казахского или воспользоваться гуглом. На обложках написано: «Тетрадь мусульманки для Зикра» и «Дневник благодарности».
Справка: зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога.
«Это книга благодарности и восхваления Аллаха, своего рода, тетрадь похвалы. Мусульманин должен совершать зикр-восхваление бога то бишь», — пояснил комментатор.
Правда, как выразился сам толковавший, “мягкая пропаганда” всё же имеется.
В ответ на вопрос: “Разве недостаточно ходить в мечеть, теперь похвалы надо записывать?”, мужчина ответил, мол “это не наше дело, хотят — пусть пишут”.
Однако не всех прочитавших пост такие аргументы убедили.
Истина где-то там
От признания “мягкой пропаганды” обсуждение перешло к спорам о светскости государства.
Пользователь Алихан Абдигали, выразил было мнение о том, что в стране, где много мусульманок, они имеют право выбора подобной продукции. Правда, на другую чашу весов зачем-то поставил «проституцию и алкогольные вечеринки». Такая крайность ожидаемо не понравилась участникам обсуждения.
Впрочем, этот спор скоро зашел в тупик. Так как совершенно понятно, что запрещённый в школах хиджаб и тетради для личного пользования — вещи разные. А всё что не запрещено — разрешено. И пока потребителю будет интересен продукт, производители будут его выпускать.
Что касается запретов в школьной форме, то они относятся к атрибутам любой религии и атрибутике в целом. Как сказано в пояснительной статье на egov.kz:
«К примеру, в школу ребенок не может прийти в свободной, нарядной или спортивной одежде, в одежде с яркими и броскими украшениями. Понятие «форма» регулирует все эти отношения».
И если тетрадки с картинками станут реальной «угрозой для светскости, то государство разберётся». А пока это лишь “маркетинг, чтобы поиметь прибыль с целевой аудитории”, считают в интернете.
Антирелигиозный пафос
Корреспондент CMN.KZ обратился за экспертным мнение к политологу Асылбеку Избаирову. Он рассказал, что существует несколько видов градации в отношении светскости.
«Радикальная светскость. Фактически – атеизм, возведённый в культ, как было в СССР. Чуть меньше градус светскости исповедует лаицизм, который также сильно озабочен изгнанием религии из сферы общественного в сферу личного», – отметил эксперт.
В пример Избаиров приводит Францию, которая борется с проявлениями религиозных ценностей в обществе, в образовании и общественных местах. По мнению политолога, довольно часто это принимает абсурдный характер.
«Например, там решили запретить буркини – мусульманский женский купальник, полностью закрывающий тело. Но при этом водолазный костюм, ничем не отличающийся от буркини, носить можно. Очевидный антирелигиозный пафос таких действий противоречит международным ценностям в области прав человека», – считает Избаиров.
Специалист отмечает следующую форму – умеренную, где государство не вмешивается в то, кто и что носит, адаптируя государственные правила под запросы различных общин, из которых состоит общество. Её исповедуют страны англосаксонской демократии, вроде США и Великобритании.
«Такую форму исповедуют страны англосаксонской демократии, вроде США и Великобритании. Для них нет никакой проблемы в том, чтобы интегрировать в форму шотландских гвардейцев королевы сикхский тюрбан или дополнить полицейскую форму хиджабом. На мой взгляд, в стране, где нет этнической и религиозной монолитности, либеральный подход в форме умеренной светскости – наиболее эффективный. В этом смысле подобные дневники для маленьких мусульманок не кажутся мне чем-то покушающимся на устои государства или его светский характер», – подчеркнул он.
Политолог напоминает, что светское государство отличается не только тем, что ограждает религию от вмешательства в государственные дела, но и тем, что также не вмешивается в дела религии.
Дело вкуса и предпочтений
Избаиров отмечает, что стиль канцелярских принадлежностей в нашей стране никем не регламентируется. Поэтому это дело вкуса и предпочтений.
«Есть тетради и дневники в стиле манга, героев Диснея. Никто же не протестует против этого, поэтому не вижу смысла в том, чтобы заострять внимание на дневниках, где упоминается религия казахского народа. Просто для некоторых пользователей соцсетей исламофобия превратилась в форму самоутверждения», – прокомментировал специалист.
Политолог считает, что в данной ситуации вопрос не в светскости. Ведь, по его мнению, никто не протестует против того, что в Казахстане можно также купить «Дневник православного школьника» с иконами внутри.
Политолог также подчеркнул, что такие дневники не смогут привести к изменениям в политике светскости в Казахстане.
«Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, а значит покупать то, что нравится, люди могут совершенно свободно. Такая канцелярская или полиграфическая продукция никак не влияет на учебные планы. Раздувать вокруг этого какие-то страхи мне кажется излишним».
Асылбек Избаиров добавил, что печать полиграфической продукции с религиозными символами никак не повлияет на отношения между различными этническими и религиозными группами в стране.
«У нас продаются и христианские календари, детские книги, даже дневники для православных школьников. Можно даже купить Евангелие для детей в виде комикса. Никого же это не смущает. Потому что это право наших сограждан-христиан выпускать то, что соответствует их вкусам, убеждениям, культуре, воспитанию. Тоже самое и у мусульман. Пока в публикуемой продукции не содержаться призывы к нарушению законов, деструктивному поведению, сепаратизму, экстремизму, это все легальная продукция», – говорит специалист.
Относительно комментариев о том, что в этих дневниках благодарности есть всё же некая пропаганда, эксперт отвечает следующее:
«Мы все занимаемся ею в адрес своих детей. Пропагандируем им быть честными, активными, следить за собой, заниматься спортом, есть полезное. Порой не только пропагандируем, но и заставляем. Ибо это наше право, как родителей, воспитывать своих детей лучшим на наш вкус образом. И религия – неотъемлемая часть этого воспитания, ведь именно на ней базируются морально-этические ценности, которые мы хотим передать следующему поколению».
Религия – часть общественной жизни и в Казахстане, нравится это кому-то или нет. Бороться с этим равносильно тому, чтобы насильно заставлять всех говорить на одном языке и одинаково думать. Мы это уже проходили в истории и видели, чем кончаются такие эксперименты, считает политолог.
Сколько стоит и где купить?
Тетрадь мусульманки для Зикра можно приобрести на маркетплейсах, в интернет-магазинах и на популярных сайтах по объявлению.
Средняя цена за блокнот – 1000-1200 тенге.
1 комментарий
Pingback: Мягкая пропаганда и конкуренция: теолог объяснил, зачем нужны детские дневники с аятами из Корана