В Казахстане количество пострадавших в результате ДТП выросло более чем на 109%. Сенатор Марат Кожаев считает, что причина в слабой подготовке водителей, плохом состоянии дорог и недостаточном контроле за такси и междугородними перевозками, передаёт CMN.KZ
В своём депутатском запросе Марат Кожаев заявил, что аварийность на дорогах Казахстана резко возросла. По данным правоохранительных органов, за 2024 год зарегистрировано 31 597 ДТП — почти в два раза больше, чем годом ранее. Число травмированных выросло на 109%, а погибших — на 1,4%. Количество раненых несовершеннолетних увеличилось на 133,7%, а погибших — на 3,5%.
Одной из причин Кожаев назвал слабую подготовку водителей.
«Значительная часть водителей, допускающих нарушения, не обладают достаточными знаниями и навыками управления транспортными средствами, что обусловлено пробелами в системе подготовки и контроля за автошколами. На сегодняшний день в стране функционируют 374 автошколы, однако их деятельность фактически остается вне поля надлежащего государственного контроля», — возмутился сенатор.
По его словам, нередко процесс подготовки сводится лишь к формальности. К тому же, не все экзаменационные центры имеют необходимую технику: во многих из них отсутствуют мототранспорт, автобусы, грузовики, а иногда даже автодромы.
Другая причина роста аварийности — состояние дорожной инфраструктуры. Кожаев подчеркнул, что 81% ДТП происходит на городских и сельских дорогах, где нет безопасных пешеходных переходов.
«Несоответствие дорог стандартам безопасности является ключевым фактором высокой смертности на трассах, особенно на республиканских. Несмотря на проведённые улучшения, ряд проблемных аспектов остаётся нерешёнными. Это плохое обслуживание дорог в зимний период, слабая придорожная инфраструктура, ограниченная пропускная способность дорог», — пояснил он.
Кожаев также обратил внимание на проблему неправильной установки дорожных знаков и разметки. В городах водители часто сталкиваются с некорректными указателями, которые вводят их в заблуждение и приводят к штрафам.
Отдельную угрозу, по мнению сенатора, создают междугородние перевозки. Водители автобусов и такси часто работают без отдыха, не проходят обязательные медицинские осмотры и не следят за техническим состоянием транспорта.
«Необходимо ввести обязательные предрейсовые медицинские осмотры в таксопарках, включая тестирование на алкоголь и наркотики. Введение требований к оборудованию автомобилей такси такими системами, как GPS-контроль скорости, тахометры для мониторинга режима труда и отдыха водителей», — предложил Кожаев.
Среди его инициатив также — введение испытательного срока для водителей, недавно получивших права.
«Ввести государственный контроль за учебными организациями по подготовке водителей. Обновить учебные программы автошкол, сделав акцент на безопасность и культуру поведения на дороге. Нужно пересмотреть порядок сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения, включая введение испытательного срока для новых водителей», — считает сенатор.
Кожаев также предложил построить разноуровневые пешеходные переходы, осветить тротуары на республиканских трассах и проверить правильность установки дорожных знаков и разметки.
Ранее он также предложил лишать водительских прав злостных нарушителей ПДД и отправлять их на «Идиотен-тест». Он считает, что штрафы не несут никакой профилактической меры, и требует ужесточения законодательства.
Читайте также: «Лишение прав — сдерживающий фактор»: сенатор выступил против смягчения наказания за нетрезвое вождение