Платные парковочные зоны вызывают у астанчан смешанные чувства: сама идея кажется полезной, но финансовая сторона остается непонятной. Жители и даже депутаты мажилиса недовольны высокими штрафами и неравномерным распределением доходов от парковок. В парламенте уже готовят поправки, чтобы большая часть денег поступала именно в городской бюджет, а штрафы стали более пропорциональными. Корреспондент CMN.KZ попыталась разобраться, что не так с системой платных парковок и какие изменения могут ждать астанчан

Как работают платные парковки и зачем они нужны Астане?

Прежде всего, Астане, как столице с интенсивным дорожным трафиком и растущей миграцией, платные парковки помогают справиться с дефицитом мест для машин. Власти надеются, что такая система сократит число авто, которые занимают места на длительное время, и больше водителей смогут найти парковку. К тому же, останавливаясь строго по правилам, водители не будут нарушать правила парковки и ставить машины во втором ряду или блокировать проезд.

Но самое главное, платная парковка — это способ для акиматов решить проблемы пробок и разгрузить дорогу в популярных районах города. Ведь все надежды на то, что платные места для остановки мотивируют жителей чаще пользоваться общественным транспортом, а не личными автомобилями.

В Астане платные парковочные места обозначаются синими линиями и стоят 100 тенге в час. Водитель должен оплатить стоянку в течение первых 30 минут с начала парковочной сессии.

Штраф за неуплату составляет 3 МРП, то есть 11 076 тенге. За повторное нарушение, совершённое в течение года, штраф будет в размере 5 МРП — 18 460 тенге.

Зона платной парковки в Ботаническом саду Астаны. Фото Адии Абубакир

Первые платные парковки появились в столице в январе 2018 года на бульваре Нуржол. С тех пор управляет системой парковок ТОО «Парковочное пространство Астаны», выбранное на конкурсной основе в 2017 году. Компания работает на основании договора государственно-частного партнёрства (ГЧП), заключённого с акиматом Астаны.

На сайте компании говорится, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Астаны на 2021–2025 годы, транспортная программа столицы предусматривает дальнейшее снижение использования личного автотранспорта и увеличение количества платных парковочных мест. 

Как утверждают в компании, на сегодняшний день в столице функционирует 7 300 платных парковочных мест. Согласно договору государственно-частного партнёрства, количество платных парковок в столице ограничено, не более 10 000 мест. Места для парковок определяются местным исполнительным органом.

«Платные парковки оборудованы и регулируются дорожным знаком 7.8 «Платные услуги» и дорожной разметкой. При занятии парковочного места на платной парковке без оплаты предусмотрен административный штраф. Денежные средства от штрафов за парковку попадают в бюджеты городов республиканского значения», — говорится на сайте компании.

Зона платной парковки в Ботаническом саду. Фото Адии Абубакир
Зона платной парковки в Ботаническом саду. Фото Адии Абубакир

Доход от парковок: в частные руки или городской бюджет?

Компания на своём сайте указывает, что доходы от платных парковок поступают в местный бюджет, но не раскрывает точных сумм и процентного распределения.

«Денежные средства от платежей и штрафов попадают в бюджет города для финансирования городских программ по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры», — сказано на сайте ТОО.

В октябре депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов обратил внимание на то, что из каждых 100 тенге, уплаченных за парковку, 70% уходит частной компании, а только 30% поступает в городской бюджет. Такое распределение вызвало недовольство как среди жителей, так и среди депутатов, которые требуют большей прозрачности в этой системе. 

«Вопрос распределения доходов вызывает особое внимание. Из каждых 100 тенге за парковку 70% уходит частной компании, управляющей парковками, а только 30% поступает в городской бюджет. Такое распределение вызвало вопросы у депутатов комитета относительно целесообразности данной системы. Они запросили информацию о владельцах компании, которая получила право на управление парковочными зонами», — написал депутат в своём телеграм-канале.

В ответ на официальный запрос корреспондента CMN.KZ в компании сообщили обратное — основная часть доходов поступает в городской бюджет. Если общий доход проекта превысил 6 млрд тенге, то 90% этих средств направляют в столичный бюджет.

«На сегодняшний день доход проекта платных парковок составляет свыше 6 млрд тенге, из которых бюджет пополнило 90%. Доход частного партнёра составляет 10% от проекта, которые направляются на возврат инвестиций и обслуживание платных парковок, в том числе: нанесение дорожной разметки, ежегодные обновления, установку дорожных знаков, их замену и обслуживание, ежедневный мониторинг по средством фото-видео фиксации, разработку сервисного обслуживания иных программных комплексов, а также содержание служб, не исключая технического персонала, поддержки пользователей и иных административных затрат», — ответили нам.

Аймагамбетов прокомментировал эти заявления компании корреспонденту CMN.KZ в кулуарах мажилиса. Депутат считает, что и тут частный партнёр не раскрывает полную информацию. По его словам, компания, вероятно, смешивает доходы от парковок с поступлениями от штрафов, хотя штрафы по закону направляются в бюджет и не считаются частью доходов от платных парковок.

«Я думаю, что когда играют с цифрами, то есть некоторое лукавство, поэтому необходимо просто внимательно смотреть, взять официальные данные городского акимата, взять элементарно документ, договор и там вы увидите реальную сумму. Я думаю, что те коллеги, которые об этом говорят, просто лукавят и пытаются выдать одно за другое. Но, на самом деле, они путают доходы и штрафы. Когда речь идёт о штрафах, то, по законодательству, штрафы поступают в бюджет. Но, что касается доходов, то это те же самые 100 тенге, которые вы платите за парковку, мы говорим об этом. Штрафы никто не обсуждает — это не доход. Штрафы — это совершенно другое, поэтому мухи отдельно, котлеты отдельно», — заявил мажилисмен.

При этом в публично доступном договоре на сайте компании такие детали не уточняют. Ранее депутаты направили запрос о владельцах компании, управляющей парковочными зонами, но пока не получили ответа.

«Пока мы ответ не получили, но здесь важно, не столько именно получает одна или другая сторона. Для нас важно, чтобы была выстроена система по платным парковкам. Я думаю эта практика будет распространена и в других городах, по крайней мере, областных центрах — всё идёт к этому. Поэтому необходимо, чтобы это всё было зарегламентировано», — считает депутат.

Сколько астанчане заплатили за платные парковки и штрафы?

По данным компании, в 2023 году астанчане оплатили за платную парковку 201 млн тенге. 

«Сумма средств, собранных с водителей за платную парковку в Астане с начала года, составила 201 млн тенге, средства направлены в бюджет города», — сообщается в отчёте компании за прошлый год.

При этом денежные средства, оплаченные за платную парковку за весь период, составили 450 млн тенге.

В своей публикации Аймагамбетов привёл информацию заместителя акима города, согласно которой за 9 месяцев 2024 года сумма штрафов по платным парковкам уже достигла 1,7 млрд тенге, что указывает на активное использование системы наказаний.

Тогда же он сообщил, что поступают предложения значительно снизить размер штрафов или полностью отменить их, позволив частной компании самостоятельно взыскивать неуплаченные суммы в гражданском порядке.

Парламентарии не в первый раз высказывают претензии по поводу организации оплаты парковок, на что компания «Парковочное пространство Астаны» уже ответила в апреле. Компания заявила, что не согласна с изменением законодательства в этой области. По их мнению, платные парковки относятся к административному регулированию, а не к гражданскому праву.

«Отмена штрафов за платную парковку нарушит порядок на парковочных зонах и создаст хаос и проблемы, как для водителей, так и для городских властей», — сообщает пресс-служба ТОО «Парковочное пространство Астаны».

Но в мажилисе сейчас готовят поправки в законодательство по платным парковочным зонам. В них предусмотрят новые правила, касающиеся времени использования парковок, штрафов и других аспектов регулирования этих правоотношений.

«Во-первых, мы считаем что львиная доля из дохода должна поступать в бюджет, а не частным предпринимателям. Поэтому мы предлагаем закрепить эту норму. Во-вторых, штрафы сейчас драконовские. Мы думаем, что необходимо, чтобы эти штрафы были пропорциональны, по крайней мере», — поделился Аймагамбетов.

Как подчеркнул мажилисмен, депутаты хотят не просто располовинить доход между акиматом и компанией, а законодательно закрепить правила их распределения. Это необходимо для того, чтобы в будущем, когда платные парковки внедрят в других крупных городах, уже не возникало подобных недоразумений.

CMN.KZ продолжит следить за развитием событий и расскажет о возможных изменениях в законодательстве в этой сфере.

С 15 октября подорожала парковка в аэропорту Астаны. Так, стоимость заезда на первую линию увеличилась до 15 тысяч тенге за час, а стоянка на привокзальной площади для высадки и посадки пассажиров повысилась до 300 тенге в час.

Синяя разметка появилась в начале июля и в Алматы. Таким образом теперь будут обозначать зоны коммунальных платных парковок.

В Алматы тоже актуальна проблема платных парковок. Кому уходят деньги, почему значительная часть горожан не платит за услугу и когда откроют новые места, выяснил корреспондент CMN.KZ

А владельцев электроавтомобилей планируют обеспечить бесплатными парковками. В мае депутаты мажилиса приняли поправки, согласно которым в жилых и общественных зонах установят зарядные станции и бесплатные парковки для электромобилей.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version