В Алматы всё ещё актуальна не только проблема пробок, но и парковки. Кому уходят деньги, почему значительная часть горожан не платит за услугу и когда откроют новые места, выяснил корреспондент CMN.kz

По последним данным, в мегаполисе ежедневно передвигаются более 800 тысяч автомобилей. Однако парковками остаются обеспечены не более 1 % из них. Для сравнения, в Евросоюзе есть стандарт, согласно которому проблема дефицита парковок считается решенной, если местами обеспечены как минимум 60 % зарегистрированных авто.

Несмотря на такой низкий показатель и на прямо озвученные жалобы, акимат Алматы отрицал проблему, утверждая, что «дефицита парковочных мест не имеется». Но в июне 2023 аким Ерболат Досаев косвенно признал её, находясь в Астане.

«У нас 12,5 тысячи парковочных мест, но они находятся в историческом центре. Но при этом мы собираемся охватить все восемь районов города»,

сказал он на брифинге в СЦК.
Кадр из трансляции

Будучи автомобилистом и пешеходом, автор статьи может констатировать — проблема в 2024 году так и не решилась. Даже после того, как акимат Алматы стал парковочным монополистом.

Впрочем, замдиректора «Алматы паркинг» Талант Тайнов ответил на соответствующие ситуации вопросы редакции CMN.kz. Нам подробно рассказали о тарифах с режимом оплаты, когда появятся площадочные и многоуровневые парковки, а также зарядки для электромобилей. Но для начала кратко освежим в памяти события

Не можешь — не берись

В июне 2023 года ТОО Alan Parking из частной в миг стала государственной. Новое коммунальное предприятие приняло все активы, которые были на балансе у бывших операторов, технологии и деньги на их счетах. Всё для организации в городе платных парковок. Предшествовал событию арест генерального директора ТОО AlanParking Мухтара Базарбаева 27 марта 2022 года, и чуть позже, 18 апреля, главы ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис»  Марата Принбекова.

Первые специализировались на парковках площадочного типа в Алатауском, Бостандыкском, Жетысуском районах. Вторые — тротуарного типа – в Алмалинском, Бостандыкском, Жетысуском, Медеуском и Турксибском.

Фото: пресс-служба акимата Алматы

Интересно и то, что 70 %-ная доля участия в уставном капитале ТОО «Алматы СпецТехпаркинг Сервис» принадлежала компании «RR2», а 30% — управлению городской мобильности города Алматы. В свою очередь, учредителями ТОО «RR2» числились две организации — ТОО «Компания по управлению активами «Алмалы», в котором конечный бенефициар Кайрат Боранбаев и его брат Мурат. Последний до сих пор находится в розыске.

А вот Кайрат Боранбаев за это время успел получить судимость. Правда, по другому делу: его обвиняли в хищении около 14,6 млрд тенге на сделках при перепродаже газа национальной компании Qazaq Gas. Однако коллегия судей утвердила процессуальное соглашение. Боранбаева выпустили на свободу условно-досрочно. Взамен предприниматель передал государству значительную часть принадлежащих ему предприятий. Среди них нефтяное месторождение, газоперерабатывающий завод, отель и… многое другое. В действительности мало кто знает истинные масштабы его сделки со следствием.

Теперь вопрос, остро поставленный — куда уходят деньги с парковок?

На новых информационных табличках, которые только начали устанавливать по городу, должен быть указан оператор, номер зоны, время парковки и способы оплаты.

Фото: пресс-служба акимата Алматы.

Однако кровные тенге всё ещё принимают бывшие администраторы — компания А-parking. Удивительно, но это продлится до полного запуска программного обеспечения коммунального предприятия.

«Операционный процесс и контроль над площадочными парковками остался в ведении ТОО Alan Parking. ТОО «Alan Parking» принимает оплату наличными с помощью терминалов оплат, а также безналичным расчетом с помощью QR кода БВУ и с помощью мобильного приложения «AParking» (если оно имеется на телефоне, т.к. на данный момент скачивание невозможно). В конце этого года деньги, собранные на площадочных парковках, передадут в бюджет города»,

ответил заместитель директора «Алматы паркинг» Талант Тайнов.

Меж тем наш журналист позвонил в Call-центр и предупредил о том, что на конкретной парковке оплату большинство водителей игнорируют.

Карта тротуарных парковок. Скриншот с сайта «Алматы паркинг»

Оператор ответила следующее:

«Районы с новыми информационными табличками мониторят с помощью мобильных комплексов фотовидеофиксации. Комплекс фиксирует и распознает номер автомобиля, определяет точное место и время. Данные отправляются в центр обработки, где автоматически проверяется факт оплаты. В случае неоплаты сведения передаются в ЕРАП (Единый реестр административных правонарушений)»,

сказала оператор коммунальной компании.

Правда, пожаловаться можно лишь через сервис eOtinish с фото или видеофиксацией.

Но как платить, если нет таблички?

Как уточнили в ответе на запрос, несмотря на отсутствие таблички, автолюбители обязаны производить предоплату за коммунальные места следующими способами:

  • поминутно через мобильное приложение «Парковки Алматы»
  • на сайте almaty-parking.kz;
  • по QR-коду на информационных табличках через мобильное приложение БВУ;
  • терминалы «Kassa24» и «Qiwi»;

«У абонентов Kcell, Activ, Beeline, Tele2, Altel есть возможность оплатить парковку с баланса мобильного счета, отправив SMS по номеру 1309»

говорится в ответе на запрос.

Когда появятся парковки площадного типа?

В управляющей компании ответили, что участки передадут в течение месяца. Сейчас подходят к концу процедуры по переоформлению земельных участков. В Алматы появятся новые (старые) парковочные места около:

БЦ «Нурлы Тау», ТЦ «Барыс», ТЦ «Олжа», ТЦ «Адем», ТЦ «Арлан»/«Казына», ТЦ «Ялян»,ТЦ «Алатау-1», ТЦ «Алатау-2», ТЦ «Болашак», ТЦ «Ак-Булак-1», ТЦ «Ак-Булак-2», ТЦ «Ак-Булак-3», ТЦ «Батыр» и участки в мкр. «Шапагат».

В «Алматы паркинг» также пообещали, «как только завершим процедуру оформления и технического оснащения, начнём администрирование парковок«.

О других планах на парковочное пространство

Исходя из ответов следует, компания сотрудничает с районными акиматами и уже разработало расширение платных парковочных пространств с 18,3 до 30 тысяч мест.

«Общее количество планируемых платных паркомест 12 тысяч на площадочных и тротуарных парковках. Для организации площадочных парковок рассмотрели 20 участков из государственного фонда для дальнейшего их оформления в аренду и проведении модернизации», —

говорится в ответе на запрос.

Расширение пойдет в трёх направлениях: тротуарные, площадочные и капитальные парковки. По последним данным, в городе есть 11 833 платных тротуарных парковочных и 6 630 площадочных мест.

Долой терминалы и  шлагбаумы

По эксклюзивной информации:

  • в управлении строительства разрабатывают проектно-сметную документацию для капитальной многоуровневой автопарковки в микрорайоне Коктем-3. Её планируемая вместимость — 215 машин, из них 10 мест для ТС с электродвигателем;
  • к концу 2024 года «Алматы паркинг» совместно с потенциальными инвесторами и акиматом планируют установить вдоль коммунальных тротуарных парковок и на площадочных парковках 150 электрозарядных станций.

Кроме того, коммунальное предприятие планирует на парковках площадочного типа организовать безбарьерную систему (безшлагбаумную).

«Система послужит увеличению пропускной способности, исключит возможность образования очередей на въезде и выезде, сократит время проезда автомобилей на территорию парковок. Также система позволит фиксировать автомобили в автоматическом режиме. При неоплате — штраф. На площадочных парковках установят стационарные камеры (фото, видео фиксации и учета времени парковки) и электронные устройства, отображающие количество свободных мест. Кроме того, исключается использование специализированных электронных терминалов (паркоматов) для оплаты»,

говорится в ответе на запрос.

При этом полюбившиеся алматинцам резидентские соглашения и абонементы ещё не разработали.

CMN.kz следит за состоянием парковок города.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version