В начале апреля министерство здравоохранения сообщило о вылете санитарного воздушного судна из Кореи. На борту самолёта разместилась мобильная бригада медицинской авиации Национального координационного центра экстренной медицины (НКЦЭМ). Редакция CMN.KZ решила выяснить, кто занимается санавиацией в Казахстане

В состав апрельской группы по транспортировке четырёхлетнего ребёнка с диагнозом врожденный порок сердца входили врач и фельдшер. Пациента должны были перевезти из Южной Кореи в Алматы, чтобы он получил лечение в Национальном центре педиатрии и детской хирургии.

В Минздраве сообщили, что новый турбореактивный специализированный самолёт Bombardier Challenger ТОО «ALAMAN AIR», который совершал перелёт, оснащён двумя медицинскими модулями для сопровождения пациентов в тяжелом состоянии.

«В рамках партнёрства на условиях соглашения об инвестициях министерства здравоохранения с авиакомпаниями идёт замена изношенной лётной техники на новые воздушные суда. Современный борт предназначен для выполнения межрегиональных беспосадочных рейсов по всей территории Казахстана, так и международных полётов по транспортировке пациентов – граждан РК из зарубежных клиник», – сообщали в Министерстве.

Самолёт Bombardier CRJ-200 оборудован двумя сертифицированными в РК медицинскими модулями Spectrum Aeromed производства США. Это позволяет транспортировку двух пациентов одновременно. Воздушное судно может выполнять внутренние рейсы без дозаправки авиатопливом. Может перевозить бригады трансплантологов и медперсонала в количестве до 35 человек.

Частная санавиация, или Кто занимается транспортировкой больных?

Как выяснил корреспондент CMN.KZ, чаще всего Минздрав обращается именно к частным предприятиям для решения таких вопросов. В ответе на запрос нам рассказали, что за четыре месяца они успели обратиться к восьми компаниям.

Оказанием медпомощи по линий авиации занимаются исключительно частные компании, с которыми НКЦЭМ заключили договор. А это значит, что эксплуатантом воздушных судов выступает не министерство здравоохранения. По крайней мере, так они об этом заявляют.

«В 2025 году договоры на оказание медпомощи по линии медицинской авиации заключили с восемью авиакомпаниями (ТОО «АК Орлан-2000», ТОО «АК Аэро», ТОО «АК Навигатор», ТОО «Тараз Жана Алем», ТОО «DAP AEROSERVICE GROUP», АО «East Wing», ТОО «DALA AIR», АО «Казавиаспас») на 16 самолётов (Ан-2 – 11 единиц, Pilatus РС-12 – 3 единицы, Як-40 – 1 единица, Bombardier CRJ200 – 1 единица) и 15 вертолётов ЕС – 145″.

ТОО «ALAMAN AI», в свою очередь, выполнило два полёта, за которые получило 110 млн тенге. Первый состоялся ещё 12 февраля. Частная компания предоставила свой самолёт, который вылетел из Астаны по маршруту: Нюрнберг (Германия) – Трабзон (Турция) – Алматы. О втором рейсе мы писали как раз выше. Его совершили 7 апреля, когда самолёт полетел сначала из Астаны в Ичхон (Южная Корея), где забрал пациента, а потом привёз его в Алматы.

«Министерство использует самолёты ТОО «ALAMAN AIR» для транспортировки граждан Казахстана из других стран. Они не могут самостоятельно дышать, находятся в коме, нуждаются в медицинском сопровождении, пострадали от несчастного случая и травм, состояние которых не позволяет транспортировку наземным транспортом и на воздушном судне регулярных рейсов гражданской авиации».

В Минздраве указали, что в 2024 году ALAMAN AIR купил самолёты, провёл регистрационные и сертификационные процедуры, а также получил разрешительные документы для выполнения медицинских полётов от АО «Авиационная администрация Казахстана».

Чисто социальная значимость

В самой компании ALAMAN AIR корреспонденту CMN.KZ рассказали, что владелец решил заниматься санитарной авиации «как по гуманитарными соображениями, так из-за потребности в качественных и оперативных услугах медицинской эвакуации в регионе». В ТОО подтвердили наличие у команды многолетнего опыта в авиационной отрасли.

Сейчас у предприятия есть два воздушных судна. Одно из них – это региональный реактивный самолёт CRJ200. Его переоборудовали в санитарное воздушное судно по международным стандартам, для чего использовали оборудование от производителя Spectrum Aeromed. Всё это согласовали с производителем и авиационными органами Казахстана. Как только вопрос с самолётами решили, ТОО допустили до участия в конкурсах и санавиционных полётах.

Что же до прибыли, то тут в ТОО ушли от ответа, указав, что подобные проекты «ориентированы на социальную значимость, а не на быструю коммерческую окупаемость».

Кто предоставляет услуги частной санавиации государству?

ТОО «ALAMAN AIR» создали 22 ноября 2021 года. Компанию зарегистрировали в Алматинской области, Илийский район, посёлок Боралдай. Учредителем предприятия значится Юрий Севостьянов. Директорское кресло занимает Ербол Оспанов.

Скриншот Egov.kz

Согласно данным сайта КГД, платить налоги ТОО начало в 2023 году. За три года компания пополнила казну государства на 82,2 млн тенге.

Скриншот КГД

Кроме ТОО «ALAMAN AIR», у Юрия Севостьянова есть другая компания – ТОО «TAU HOLDING» (ТАУ ХОЛДИНГ). Занимается предприятие оптовой торговлей широким ассортиментом товаров. Создали организацию в 2017 году. Вторым учредителем значится арабская компания MIRAS FZE. Предприятие выступало учредителем в ТОО «FiT Leasing» вместе с Саматом Досовым. В 2017 году организация получила от АО «Казахтелеком» заказ на 11,8 млрд тенге.

Отметим, что ранее несколько санавиационных рейсов попадали в заголовки СМИ. Воздушные судна из-за плохой погоды совершали вынужденные посадки. Обычно речь шла об АН-2, которые эксплуатируют ещё с прошлого века.

В таком случае встаёт закономерный вопрос: почему государство не возьмёт эту сферу под собственный контроль и не приобретёт воздушные судна? Возможно, тому виной стоимость современных самолётов. Тот же Bombardier CRJ-200 обойдётся от 24 до 40 млн долларов, и это без учёта переоборудования под определённые цели. Вот и выходит, что санавиация давно стала дорогим удовольствием.

Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version