Почти полтора месяца прошло с удара украинских дронов по порту Новороссийска, во время которого пострадала и инфраструктура КТК. Это была не первая за 2025 год атака по объектам, связанным с консорциумом. И каждый раз после этого звучали призывы отказаться от нефтепровода, проходящего через Россию. Но на деле это маловероятно. Почему – корреспондент CMN.KZ узнал у эксперта в нефтяной отрасли Нурлана Жумагулова
9 января в Казахстанском пресс-клубе состоялся семинар для журналистов, на котором Нурлан Жумагулов рассказал о состоянии дел в нефтяной отрасли РК. И на фоне вышеупомянутых призывов не поговорить о транспортировке казахстанской нефти он не мог.
Обывательские разговоры о том, что наше «чёрное золото» стоит пустить в обход России начинаются каждый раз, когда Украина атакует объект, так или иначе связанный с Казахстаном. И чаще всего это именно те, что касаются КТК.
В прошлом году таких атак было несколько, и та, что произошла в конце ноября стала самой ощутимой. Надводный дрон серьёзно повредил одно из выносных причальных устройств в порту Новороссийска. Всего их там у КТК три, но ещё одно было на ремонте, так что в последние 1,5 месяца отгрузка нефти на танкеры идёт через один причал.
Ожидаемо, в качестве обходного маршрута чаще всего называют транскаспийский – от Актау в Баку и дальше через Грузию и Турцию – в Европу. К тому же экспорт по этому пути уже идёт. Казалось бы, стоит его просто нарастить, и всё. Но, как объясняет Нурлан Жумагулов, простым этот путь только кажется. На деле там есть несколько серьёзных препятствий.
Во-первых, транспортировка внутри страны. Как отмечает эксперт, у Казахстана нет собственного нефтепровода нужного объёма из Атырауской области, где идёт основная добыча нефти, до Актау.
«Кроме того Каспий мелеет, и невозможно использовать большие танкеры. Грузоподъёмность танкеров составляет шесть-восемь тысяч тонн», – объяснил Жумагулов.
Во-вторых, объёмы. Да, Казахстан действительно использует трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для части экспорта нефти. Но согласно данным озвученным Нурланом Жумагуловым – это лишь около 1,5 миллионов тонн в год. Есть потенциал увеличения до 2-2,2 миллионов. Но Казахстан-то экспортирует в 30 раз больше!
Согласно информации, которой поделился Жумагулов, в 2024 году Казахстан экспортировал 71 миллион тонн нефти. По данным Минэнерго, за 11 месяцев 2025 года наша страна превысила цифру в 70 миллионов тонн. И 95% экспорта приходится на тот, что идёт через территорию РФ. В первую очередь трубам КТК.
«В принципе, на сегодня, свободные мощности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляют 20-23 миллиона тонн. Но для того, чтобы увеличить, объёмы азербайджанская сторона просит долгосрочный контракт на условиях "Отгружай или плати". Но Казахстан самостоятельно не занимается экспортом. Им занимаются грузоотправители, трейдеры, инвесторы. И соответственно, любой инвестор будет искать для себя самый оптимальный вариант», – говорит Нурлан Жумагулов.
В-третьих, качество. Одна из причин, почему Азербайджан требует долгосрочный контракт – это разница в качестве нефти двух соседей по Каспию. Как отмечает эксперт, нефть сорта Azeri Light по цене даже выше, чем сорт Brent, на стоимость которой ориентируется весь нефтяной рынок. На пару долларов, но дороже.
«Если казахстанская сернистая нефть пойдёт в объёмах 20 миллионов тонн, то азербайджанская нефть в цене потеряет. В любом случае Азербайджан будет компенсировать. Например, повысит тариф», – говорит эксперт.
В-четвёртых, цена транспортировки. Как отметил Нурлан Жумагулов, цифры, которые он привёл уже несколько устарели. Однако, всё равно остались показательными.
«Если мы берём транспортировку из Атырау, то по КТК стоимость экспорта составляет 38 долларов за тонну. По маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан цена достигает 120 долларов», – говорит эксперт.
Кстати, стоимость экспорта по нефтепроводу БТД сопоставима с ценой перевозки нефтепродуктов ж/д транспортом внутри Казахстана. Нурлан Жумагулов привёл такую цифру: перевезти тонну нефтепродуктов в железнодорожной цистерне от Атырау до Алматы стоит около 100 долларов.
Потенциально, через Азербайджан и Грузию проходит ещё один нефтепровод – Баку – Супса. Он способен транспортировать до пяти миллионов тонн. Но, с ним есть одна загвоздка.
«Один из участков этого нефтепровода идёт по Южной Осетии. И западные компании не особо хотят использовать этот маршрут. К тому же там очень много было случаев врезок», – рассказал Нурлан Жумагулов.
Не забыл эксперт и про тему экспорта в Китай. После ноябрьской атаки на Новороссийск сообщалось, что нефть с Кашагана направят в КНР по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. И согласно цифрам озвученным Жумагуловым, объёмы, на которые рассчитан этот нефтепровод немалые – до 20 миллионов тонн в год. Но, это именно Атасу-Алашанькоу. А до Атасу, что в области Улытау, нужно ещё доставить нефть из Атырауской области. Нефтепровод там есть – ранее, пока не снизились объёмы добычи, по нему шла нефть из Кызылординской области на запад Казахстана. Сейчас им можно пользоваться для экспорта с запада страны в Китай. Но тоже с оговоркой.
«Здесь у нас узкое горлышко. Мы можем транспортировать только восемь миллионов тонн ежегодно. Три года назад президент давал поручение и рассматривался вариант расширения трубы, строительства нефтеперекачивающей станции. Но как такового расширения не было», – говорит Жумагулов.
После всего сказанного журналист CMN.KZ поинтересовался у Нурлана Жумагулова: есть ли вообще реальные варианты обходных путей для экспорта нашей нефти, если не за пределами РФ, то, может быть, внутри самой России. Или пока остаётся ждать окончания войны и терпеть?
«Терпеть», – развёл руками эксперт.
P. S. Поинтересовался журналист CMN.KZ и на счёт того, не попадает ли казахстанская нефть на танкеры так называемого «теневого флота» России, за которыми сейчас по всему чёрному морю охотятся украинские плавучие дроны. Как объяснил Нурлан Жумагулов, это узнать сложно. Потому что, как только казахстанская нефть попадает в танкеры, по факту, она перестаёт быть казахстанской. Она принадлежит тем, кому её продали компании-экспортёры.
Например, по данным за 2024 года 1,6 миллиона тонн нефти Казахстан экспортировал в Сингапур. Хотя на самом деле речь шла не о поставках в азиаткий город-государство, а о закупках нашего углеводорода трейдерской компанией оттуда.
Подписывайтесь на официальный Telegram-канал CMN.KZ