По всей стране вот-вот должны усилить работу в части защиты прав граждан. Речь идёт о досудебном урегулировании просроченной задолженности по микрокредитам. Для этого ввели новую для Казахстана должность – микрофинансовый омбудсмен. Корреспондент CMN.KZ узнал, чем он займётся и почему его решения будут обязательны для МФО и коллекторских организаций
Контроль над соблюдением справедливости и интересов заёмщиков микрофинансовых организаций начнётся с 21 декабря 2024 года. Чтобы узнать, как именно и с использованием каких механизмов будет работать микрофинансовый омбудсмен, CMN.KZ направила запрос в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Из ответа следует, что защитником станет независимый в своей работе субъект гражданского права. По обращению он будет заниматься урегулированием разногласий, возникших из договора о предоставлении микрокредита, заключённого между микрофинансовой организацией и физическим заёмщиком. Цель омбудсмена – достичь согласия в удовлетворении прав и охраняемых законом интересов обоих сторон.
Должность выборная
Микрофинансового омбудсмена сроком на три года будет выбирать совет представителей из числа кандидатов, согласованных АРРФР. Сам же совет формируется по одному представителю от:
- ассоциации (союза) общественных объединений потребителей и (или) республиканского общественного объединения потребителей, зарегистрированных в органах юстиции и осуществляющих деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей финансовых услуг, при их наличии;
- ассоциации финансовых организаций (союза), зарегистрированных в органах юстиции и осуществляющих деятельность, направленную на представление и защиту общих интересов организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, коллекторских агентств;
- АРРФР и Национального Банка Республики Казахстан.
При этом кандидат в омбудсмены должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование;
- иметь безупречную деловую репутацию;
- стаж работы в сфере предоставления финансовых услуг и (или) регулирования финансовых услуг не менее пяти лет.
И он не может быть рекомендован для избрания, если:
- ранее был руководителем финансовой организации в период не более чем за один год до принятия уполномоченным органом решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков, принудительном выкупе акций банка, лишении лицензии финансовой организации, а также принудительной ликвидации финансовой организации или признании её банкротом в порядке, установленном законодательством РК.
- признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- состоит на динамическом наблюдении с психическими поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ, а также в организациях службы охраны психического здоровья.
Порядок, сроки рассмотрения обращений и принятие по ним решений устанавливает внутренними правилами сам омбудсмен.
Из ответа ведомства также следует, что омбудсмен не будет рассматривать следующие обращения:
- принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется судебный акт, вступивший в законную силу;
- по которым обращающееся лицо не представило письменное доказательство его обращения в микрофинансовую организацию лицу, которому уступлено право (требование) по договору о предоставлении микрокредита, с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора о предоставлении микрокредита;
- направленные повторно при отсутствии новых обстоятельств дела.
Уточняется, что микрофинансовый омбудсмен должен заниматься урегулированием разногласий на безвозмездной основе. Кроме того, ему должны содействовать должностные лица и работники при опросах, а также давать доступ к любым источникам информации, необходимой для её проверки.
Читайте также: