Два воздушных судна в условно пригодном состоянии пытаются реализовать за 104 млн тенге, сообщает CMN.KZ
Информацию о реализации оставшихся самолётов, принадлежащих печально известной компании Bek Air, опубликовали 11 июня. Сами торги пройдут 26 июня в 11:00. Подать заявки на участие в аукционе по продаже имущества налогоплательщика можно за два часа до его начала. Стартовая цена лота – 104 467 180 тенге. По данным оценки, рыночная стоимость одного воздушного судна составляет 69,4 млн тенге, а второго – 35 млн тенге.


Уполномоченным лицом по продаже выступает «Фонд проблемных кредитов». А вот получателем денег, скорее всего, станет Управление государственных доходов по Турксибскому району Алматы, потому что именно им задолжал Bek Air по налогам.
Не летали и не ремонтировались пять лет: во сколько обойдётся ремонт Fokker-100
У самолётов с опознавательными знаками F1018 и F1019 есть таможенная задолженность, поэтому имущество ограничено в распоряжении. Оба воздушных судна приобрели в 2019 году, но в разные месяцы.
За F1018 из Панамы казахстанская авиакомпания выложила 1,7 млн долларов по курсу 383,01 тенге (651,1 млн тенге). Второй Fokker-100 был из Германии и стоил дешевле – 850 тысяч долларов по курсу 386,35 тенге (328,3 млн тенге). Отметим, что самолёты произвели в 1990 и 1991 годах.


Согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2024 год, на балансе авиакомпании осталось не так много имущества. Самое дорогое – это два самолёта Fokker-100. При этом их балансовая стоимость не превышает 20 млн тенге. Всего сальдо Bek Air на конец 2024 года составляет 38,5 млн тенге.

С декабря 2019 года два оставшихся на балансе авиакомпании Fokkerа не летали, не проходили никакого технического обслуживания и ремонта. Более того, всё это время воздушные суда просто стояли без какой-либо консервации.



Для восстановления лётной годности каждому Fokkerу требуется пройти через определённые процедуры:
- Планер воздушных судов и их систем: базовое техническое обслуживание планера C-check и D-check обойдётся по 500 – 600 тысяч долларов без учёта допработ по согласованию с держателем сертификата типа Fokker Services B.V.;
- Двигатели воздушных судов: техническое обслуживание и ремонт двигателей Rolls Royce;
- Шасси воздушных судов: капитальный ремонт основных стоек шасси;
- Вспомогательная силовая установка: ремонт каждого самолёта на базе США, Европы или Канады;
- Системы и компоненты планера: замена узлов, агрегатов и элементов авионики, не имеющих срока службы.
Итого на ремонт обоих самолётов уйдёт от двух до 2,6 млн долларов. И это без учёта возможной замены двигателей, комплектующих, агрегатов и элементов авионики, потому что они не имеют срока службы.

Катастрофа Bek Air в Алматы
27 декабря 2019 года в аэропорту мегаполиса потерпело крушение воздушное судно Fokker-100 авиакомпании Bek Air. Погибли 12 человек, в том числе командир экипажа. Ещё 69 пассажиров получили различные увечья. Второй пилот скончался через месяц.
Досудебное дело по факту крушения самолёта Bek Air завершили в апреле 2024 года. Но уже в декабря начали говорить, что расследование могут возобновить. Сейчас дело уже окончательно завершили, участники уголовного процесса знакомятся с его материалами. Подозреваемыми по делу признали командира воздушного судна Марата Муратбаева и второго пилота Мейржана Мулдакулова.
Ранее в Главной транспортной прокуратуре объяснили, почему расследование крушения самолёта Bek Air шло более пяти лет. Оказалось, что в министерстве транспорта из шести специалистов, достаточным опытом для работы с таким сложным кейсом обладал лишь один человек.
Читайте также: