Почему расследование авиакатастрофы Bek Air длилось пять лет, и как пересмотрели кадровый подход к формированию штата расследователей, в материале CMN.KZ
В начале февраля коллегия в главной транспортной прокуратуре (ГТП) подвела итоги работы за 2024 год. Одной из проблем, с которой столкнулась авиаотрасль, стал дефицит квалифицированных специалистов-расследователей. После авиакатастрофы с самолётом Bek Air в декабре 2019 года выяснилось, что в Министерстве транспорта из шести специалистов, достаточным опытом для работы с таким сложным кейсом обладал лишь один человек. Аналогичная ситуация складывалась в Авиационной администрации Казахстана. Именно поэтому расследование авиакатастрофы длилось пять лет, посчитали в ГТП.
«После ряда представлений прокуратуры Министерство транспорта в 2024 году организовала курсы повышения квалификации и стажировки для своих сотрудников, в том числе за рубежом, пересмотрели кадровый подход к формированию штата расследователей. В определённой степени это положительно сказалось на качестве и уровне расследования последней катастрофы самолёта азербайджанских авиалиний вблизи Актау», – сообщили в ГТП в феврале 2025 года.
Кто и какие авиационные происшествия расследует в Казахстане
В Авиационной администрации Казахстана (ААК) в ответ на запрос CMN.KZ сообщили, что в гражданской и экспериментальной авиации расследование происшествия или инцидента осуществляет комиссия. Министерство транспорта, ссылаясь на пункт 2 статьи 93 Закона «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации», выбирает членов комиссии.
«В государственной авиации расследование проводится комиссией в соответствии с правилами, утверждёнными приказом министра обороны от 18 марта 2015 года. Согласно пункту 19 Правил, комиссия для расследования авиационного происшествия назначается руководителем Министерства обороны«, – сообщили в ведомстве.
АКК осуществляет технический контроль и надзор за соблюдением требований, установленных законодательством об использовании воздушного пространства. Подготовкой кадров и обучением занимаются уполномоченные органы.
Где готовили новые кадры для расследования авиапроисшествий
По данным министерства транспорта, в управлении по расследованию авиационных происшествий и инцидентов работает пять человек. Они все получили авиационное образование и прошли первоначальную подготовку расследователей.
Виды подготовок:
- Базовая подготовка по расследованию авиационных происшествий включает начальную ознакомительную подготовку и курсы базовой подготовки по расследованию авиационных происшествий;
- Углубленная подготовка по расследованию авиационных происшествий.
«Курсы базовой подготовки проходили на базе Межгосударственного авиационного комитета в Москве, а углубленную подготовку – на территории Казахстана под руководством более опытных расследователей управления. В целом новый сотрудник проходит указанные этапы подготовки в течении двух лет с момента назначения на должность», – ответили в минтранспорта в ответ на запрос редакции CMN.KZ.
Несмотря на данные, которые предоставили в ГТП всего об одном подготовленном расследователе авиапроисшествий, у Минтранспорта другая информация.
«В состав комиссии по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100, вошли три сотрудника управления, имеющие многолетний опыт с сфере гражданской авиации и прошедшие все этапы подготовки. С момента создания управления и по настоящее время в штате числятся пять сотрудников с авиационным образованием. После назначения на должность они проходили все этапы подготовки расследователей», – рассказали в Минтранспорта.
В ведомстве уверяют, что сотрудники управления постоянно повышают свою квалификацию. Они ссылаются на Приказ и.о. министра транспорта от 14 ноября 2023 года «Об утверждении официальной программы по подготовке расследователей авиационных происшествий и инцидентов». То есть, после аварии с самолётом Bek Air действительно пересмотрели кадровый вопрос.
Крушение самолёта азербайджанской авиалинии в Актау
В ГТП заявляли, что все изменения сказались на качестве и уровне расследования последней катастрофы вблизи Актау. Тем временем, в Минтранспорта уточнили, что в расследовании авиационного происшествия с воздушным судном Embraer 190 в состав комиссии включили Дархана Оспанова. Он руководитель управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов и уже принимал участие в расследовании катастрофы с самолётом Fokker-100 в 2019 году.
«Члены комиссии по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном Embraer 190, произошедшего 25 декабря 2024 года, имеют соответствующую квалификацию для проведения расследования указанного происшествия. Учитывая, что расследование данного происшествия не завершено, утверждать, что квалификация членов комиссии повлияла на ход расследования, полагаем преждевременным», – ответили в Минтранспорта на запрос редакции CMN.KZ.
25 декабря воздушное судно Азербайджанских авиалиний потерпело крушение в Актау. На борту находились пять членов экипажа и 62 пассажира, среди которых 16 россиян, 37 граждан Азербайджана, шесть — Казахстана, три — Кыргызстана. В результате крушения 38 человек погибли, 29 выжили. Расследованием причин занялась правительственная комиссия.
В марте вице-премьер Канат Бозумбаев встретился с директором Европейского и Североатлантического бюро ИКАО Николя Ралло. Стороны обсудили предварительный отчёт о расследовании крушения самолёта авиакомпании «Azerbaijan Airlines». Итоговый опубликуют до конца 2025 года в соответствии с Чикагской конвенцией.
Ранее редакция CMN.KZ рассказывала, как изменились правила по противообледенительной защите самолётов на земле после аварии с воздушным судном Bek Air. Их разработали в 2023 году, а в 2024 году в них внесли изменения.
Читайте также: