Почему последние недели темы собственности водохранилищ и плотин стали предметом широкого обсуждения, догадаться не трудно – сотни тысяч жителей страны прямо сейчас проходят один из сложнейших этапов в своей жизни. Им приходится покидать свои дома и бросать имущество из-за небывалых паводков. Корреспондент CMN.kz выяснял, чьи решения могли привести к аховой ситуации, сколько всего гидротехнических сооружений есть по стране и какие из них находятся в частных руках
Только несколько человек за весь период независимости Казахстана громко заявляли о проблемах в водной отрасли. Они указывали на ошибку передать гидротехнические сооружения в частные руки, а также поднимали проблему существующих лишь на бумаге плотин. Потопы и обнажили ужасающую действительность.
По данным на конец 2023 года, в стране насчитывается 1 478 гидротехнических сооружений. Из них 119 – гидроузлы, 313 – пруды, 219 – дамбы и 342 – водохранилища. По имеющейся информации, 35 из общего числа последних находятся в частной собственности.
В целом же из 1 478 конструкций – 333 в республиканских, 895 – в коммунальных, а самое интересное – 228 в частных руках. Оставшиеся 22 – бесхозные. Да, и такое возможно. CMN.kz направила запрос, чтобы узнать, о каких именно сооружениях идёт речь.
При этом на необходимость ремонта 463 объектов, наибольшее число которых находятся в Карагандинской, Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областях, ещё в 2020 году обращал внимание будучи министром внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев.
Структура «водной власти»
В начале сентября 2023 года в Казахстане воссоздали забытое с советских времён министерство водных ресурсов и ирригации – прямое следствие нарастающих проблем в отрасли. До этого вопросами ирригации, орошения и строительством водохранилищ, а также плотин и дамб занимались специалисты Минсельхоза и Минэкологии. Однако ниже по цепочке всегда был конкретно уполномоченный – «Казводхоз».
В задачи госпредприятия и его филиалов по всей стране входит: эксплуатация, содержание и обеспечение безопасности водохозяйственных объектов республиканского значения, подача поливной и питьевой воды; ремонтно-восстановительные работы гидротехнических сооружений и водохранилищ, магистральных водопроводов и иных водохозяйственных объектов, находящихся на его балансе.
«Казводхоз» чаще других переходил в ведение то одного министерства, то другого. Между тем, каждый год с начала своего существования там согласовывали плановые потери воды на каналах от 20 до 70 %. Министерства сельского хозяйства, экологии, индустрии, финансов и прокуратура соглашались с ними или попросту не видели проблемы. В противном случае, если бы спрос был как во времена СССР, такие потери назвали бы намеренной диверсией.
Здесь же стоит отметить, что только с 2016 года «Казводхоз» заключил более 700 тысяч договоров через портал госзакупок на 10,6 трлн тенге. Именно они заказывают строительно-монтажные работы, например, плотин. В филиалах ведомства по всей стране заключают контракты с частными компаниями.
Пока рано говорить о том, сколько средств действительно пошли на заявленные дела, а какие суммы осели в карманах чиновников или частников. Мы лишь надеемся, что об этом станет широкого известно из результатов уже инициированной АФМ проверке. А пока поговорим о конкретных примерах.
Проблеме много лет
Так депутаты мажилиса и сената, эксперты и активисты теперь ежедневно говорят о том, что важные водосберегающие объекты в стране принадлежат частным лицам.
Неизвестно, что делают с ними хозяева водоёмов и озёр, насколько они изношены, какие меры предпринимаются по их укреплению. После того, как водохранилище становится чьим-то личным объектом, на его территорию никто не вторгается – оно выходит из-под государственного контроля.
Кроме того известно, что постоянные реорганизации и переформатирование госаппарата от одного ведомства к другому не всегда положительно сказываются на менеджменте. Что, в свою очередь, может приводить работу многих людей и служб к задержкам в важные моменты.
В частности, во время заседания мажилиса 17 апреля 2024 года депутат Бакытжан Базарбек заявил, что крупные водохранилища, «словно горячие пирожки», переходили во владение олигархов, которые не хотели в них инвестировать.
«В последние десятилетия в погоне за показателями в рейтинге Doing Bussiness и поддержкой МСБ отодвинули вопрос безопасности людей на второй план. Вот так, с легкой руки «Водхоза» и его предприятий, крупные водохранилища, словно горячие пирожки, отходили во владения местных олигархов, которые не хотят вкладывать инвестиции на усиление плотин, дамб и улучшение состояния водохранилищ»,
заявил депутат Бакытжан Базарбек.
Мажилисмен потребовал у прокуроров проверить некоторые из описанных ниже гидротехнических объектов и их владельцев. При этом корреспонденты CMN.kz проанализировали и другие имеющиеся жалобы на содержание плотин и водохранилищ в разных регионах страны.
Алматы
Компания ТОО «TOLAGAI-2050», выполняющая госзаказ на строительство селезадерживающей плотины, принадлежала одной из дочерей брата экс-президента Казахстана Болата Назарбаева – Акботе. Из официальных сообщений МЧС следует, что из-за нарушений при строительстве могут пострадать 30 тысяч алматинцев.
Стоимость работ оценили в 17,1 млрд тенге. При этом конкурс компания выиграла с применением специального порядка. Депутат просит разобраться в этом деле. Более подробно об этом кейсе ранее рассказала корреспондент CMN.kz.
Алматинская область
Здесь руководители государственного коммунального предприятия (ГКП) «Ушконыр-ирригация» передали пять крупных водохранилищ в Илийском и Карасайском районах Алматинской области во владение одного частника по фамилии Шахворостов. В каких годах это произошло, депутат Бакытжан Базарбек не говорит. Однако аналогичная ситуация, по его данным, наблюдается в «Илиирригации» и «Талгар-ирригации».
Из-за непрозрачности частников мажилисмен в своём запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова назовёт их «мафией».
«Словно мафия, работа их непрозрачна, их никто не проверяет, и в результате водохранилища, плотины и дамбы переходят из рук в руки, на них не составляются ежегодные дефектные акты по качеству плотин, дамб. Кто их крышует? Кому выгодно существование мафии в водохозяйственной сфере?»,
задался вопросами депутат Бакытжан Базарбек.
Вероятно, депутат имеет ввиду следующие активы. По данным из открытых источников, в 2021 году в Талгарском районе на 25 лет местный филиал «Казводхоз» передал частникам каскадные русловые водохранилища: «Саз Талгар 4», «Кутентай 1», «Кутентай 2», «Саз Талгар 7». В Илийском районе филиал «Казводхоз» также передал частнику водохранилище «К-1» на 49 лет.
Однако конкретных данных о том, кто стал конечным бенефициаром указанных сделок, в сети нет. Корреспондент CMN.kz также уточнил это в своих запросах.
Более детально дела обстоят с водохранилищем К-30 (Солдатское озеро) в Карайсайском районе. Здесь летом 2023 года местные жители наткнулись на свалку твёрдо-бытовых отходов. Выяснилось, что водоём находится в частной собственности гражданина Кыдыкбаева М. 1982 года рождения. Тогда сообщалось, что предпринимателя оштрафовали.
Ещё один любопытный случай произошёл 5 апреля 2024 года. Из-за прорыва плотины Ворошиловского водохранилища прокуроры Алматинской области завели уголовное дело по статье «Халатность». Расследование поручили департаменту агентства по противодействию коррупции по Алматинской области.
Меж тем корреспондент CMN.kz выяснил, кто отвечал за Ворошиловское водохранилище. Так, управление финансов Алматинской области в мае 2017 года передало сооружение ИП «Петровой Л.». При этом по документам конечный балансодержатель остался прежний – «Илиирригация».
Актюбинская область
29 марта в Актюбинской области произошёл прорыв Щербаковской плотины, расположенной в Айтекебийском районе. Сначала над шлюзом плотины появились трещины, а потом её прорвало. Тогда объявили эвакуацию жителей двух сёл, Жургенова и Талдысай. Не менее 250 жителей эвакуировались самостоятельно.
Примечательно, что Щербаковскую плотину ремонтировали в 2023 году за 216 113 450 тенге, но она не выдержала натиска воды. После этого в Антикоре завели одно из первых уголовных дел относительно паводков в этом сезоне именно по этой плотине. Она находится на балансе управления природных ресурсов и регулирования природопользования Актюбинской области.
Карагандинская область
Здесь под управлением «Казводхоз» одна из плотин канала имени Сатпаева находится в аварийном состоянии. Она несёт угрозу и требует срочной реконструкции. Об этом ещё 18 января 2024 года заявил депутат сената Ернур Айткенов.
«Плотина № 87 гидроузла № 4 находится в аварийном состоянии. В 2019 году была проведена реконструкция, однако работы оказались некачественными и не в полном объеме. На сегодняшний день канал находится в плохом техническом состоянии и требует реконструкции. Недоработки могут привести к аварии и разрыву технологической цепи каскада сооружений, так как при осмотре плотины представителями акимата Павлодарской области и центральных госорганов с привлечением специалистов было установлено наличие разрушения тела плотины»,
говорил Айткенов на заседании сената.
Северо-Казахстанская область
Исходя из указанного ранее запроса мажилисмена Бакытжана Базарбека, рядом с Сергеевским водохранилищем в СКО есть опасный карьер по разработке полезных ископаемых, где проводят взрывные мероприятия. И, несмотря на эти данные, оказалось, никто не проверял состояние плотины.
Меж тем в Петропавловске затопило три микрорайона. Сергеевское водохранилище оказалось заполненным на 152%. Максимальный перелив в 425 см произошел 9 апреля. По данным на 19 апреля, перелив через гребень составлял 314 см, объем – 1,7 млн кубометров.
Туркестанская область
Здесь есть Богенское водохранилище и оно принадлежит государству. 10 марта журналист Кирилл Павлов предупредил, что в скором времени тут возможен прорыв воды. Он пытался достучаться до акима региона и министра водных ресурсов.
«Как же мне достучаться до сердца акима Туркестанской области Дархана Сатыбалды и печени министра воды Нуржигитова? В 2019 я руководил проектом по цифровизации Арыс-Туркестанского канала. Прорвёт Богенское водохранилище – как пить дать, прорвёт. Говорю вам как эксперт. Надо было бетонировать берега, а не заваливать обломками бордюров. Но для этого, надо было, чтобы вопросом занимались люди опытные, а не родственники одного чиновника из акимата»,
написал Кирилл Павлов.
Спустя месяц, 19 апреля, исполнительный директор республиканского общественного объединения (РОО) «Әділдік жолы» Дидар Смагулов сообщил, что не смог найти в Туркестанской области дамбу, на которую в конце 2021 года потратили 2,2 млрд тенге. Общественник написал о «потере» в Facebook.
«Видите здесь дамбу высотой до 2,5 м? Нет? А она здесь есть по документам. Причем длиной 40 км. На нее в Туркестанской области в конце 2021 года потратили 2,2 млрд тенге. Проверили сооружение один раз в 2022 году, его сразу же размыло и больше дамба не использовалась. Теперь ждут, когда закончится гарантия, чтобы бросить концы в воду (парадокс)»,
написал Дидар Смагулов.
В целом же, по его другим данным, в Казахстане на работы по ремонту береговых, портовых сооружений, дамб и шлюзов в 2022-2023 годах потратили более 97 миллиардов тенге.
Стоимость ожиданий
Ещё в 2017 году будучи председателем комитета по водным ресурсам МСХ РК Ислам Абишев косвенно признал одну сторону проблемы. Тогда он просил вернуть все водохранилища в собственность государства.
«Водные системы разрушены. Раньше они были в собственности совхозов, колхозов. Потом были переданы в частные руки. Думали, что частники сделают лучше. Но за 25 лет независимости ни один предприниматель не ремонтировал большие каналы, потому что это коммерчески не выгодно»,
сказал тогда Ислам Абишев.
По данным на 19 апреля 2024 года, на помощь пострадавшим от паводков, а также на борьбу с их последствиями бизнес, квазигоссектор и государство направили 147,542 млрд тенге финансовой помощи. Также власти обещают компенсацию утраченного и/или испорченного имущества. Кроме того, пострадавшие могут рассчитывать на приобретение готового или строительство нового жилья взамен разрушенного.
Полагаем, окончательную сумму помощи, а также фамилии истинно виновных называть рано. Точку в поднятых вопросах поставит Генеральная прокуратура РК. И туда мы уже направили запрос, касательно описанных событий.