Интернетом в самолёте давно никого не удивишь, чего нельзя сказать о поезде. И если в той же Европе, где расстояние между городами минимальны, и можно постоянно быть в сети, то Казахстан с бескрайними степями не может этим похвастаться. Проблему решили с помощью низкоорбитальных спутников. CMN.KZ выяснил, как цифровизация стала частью жизни казахстанцев
2025-й стал годом внедрения ИИ почти во всех сферах услуг для казахстанцев. Не обошли изменения и такое привычный способ передвижения, как поезд.
Спутники вам в помощь
По настоящему интернет в поездах КТЖ появился в этом году. Не попытка предоставить всем Wi-Fi с доступом на один сторонний ресурс, а вполне хороший сигнал с возможностью выхода во всемирную паутину.
Ещё в январе 2025 года нацкомпания начала обсуждение использования низкоорбитальной спутниковой сети в вагонах. Первым, кто изъявил желание помочь, стал Jusan Mobile, который выступает официальным дистрибьютором OneWeb в Казахстане. Так, пилотный проект впервые заработал на поезде №3/4 «Астана–Алматы».
По итогу его завершения опрос показал, что пассажиры чаще всего использовали интернет для общения (27%), работы (25%) и просмотра контента (22%).
После АО «Пассажирские перевозки» запустило второй поезд с высокоскоростным спутниковым интернетом — №67/68 «Астана–Оскемен». Скорость подключения достигает 150 Мбит/с, а интернет стабильно работает даже на труднодоступных участках маршрута. С момента запуска спутникового интернета услугой уже воспользовались более 120 тысяч пассажиров.


Вслед за британским спутниковым интернетом, пилотный проект запустили со StarLinkом от Илона Маска. Он заработал в августе в электропоезде №887/888 «Астана – Курорт Боровое». Через месяц антеннами оснастили ещё девять вагонов в поездах № 23/24 «Актобе – Алматы» № 33/34 «Актобе – Алматы-1». Здесь скорость немного повыше – до 250 Мбит/с. До конца года Starlink появится ещё по маршруту №21/22 «Кызылорда – Семей».
В КТЖ сообщили, что занимаются заключением доходного договора на предоставление услуг. Как раз в ноябре должны подвести итоги и объявить результаты.

Всевидящее око, GPS-трекеры и онлайн-табло
Ещё в начале года в КТЖ решили, что пора дать возможность пассажирам в режиме реального времени следить за поездами. Сервис мониторинга движения пассажирских поездов запустили для масс в феврале. По маршруту следования отображается не только местонахождение конкретного состава, но и возможное отклонение от расписания.
Работает онлайн-табло с помощью GPS-трекеров, которые установили на 99 маршрутах пассажирских поездов. Разработали информационную систему в Ситуационном центре, там же её выводят на мониторы, чтобы оценивать в том числе возможные риски. Помимо проверки маршрута, можно ещё и оценить дорожную и метеорологическую обстановку при помощи приложения Darmen.

Среди других новшеств – камеры видеонаблюдения. Но пока только в Тальго. Всего в январе 2025 года установили 1350 устройств в 24 составах и 630 вагонах. Система также распознаёт дым, огонь, забытые вещи, случаи вандализма. Кроме того, в неё внедрена биометрия. То есть, определить нарушителя можно будет за считанные минуты.
За почти год использования камер зафиксировано снижение ряда показателей:
- на 21% меньше правонарушений;
- на 32% меньше жалоб от пассажиров;
- 91% забытых вещей вернули владельцам.
Видео выводят на камеры всё того же Ситуационного центра. Позже сотрудники КТЖ разбирают каждый нестандартный случай. На настоящий момент установлено около четырёх тысяч камер.


Что же до обычных вагонов, то тут пока устройства устанавливать не решились. Точнее тендер уже назначили, но отменили до объявления результатов. Сделали это по уведомлению фонда «Самрук-Казына». В КТЖ сейчас рассматривают иные способы установки видеонаблюдения, в том числе силами АО «Вагонсервис». Всего в 932 вагонах хотят разместить более 2,5 тысяч устройств.
Big data и оплата проезда прямо в поезде
За первые шесть месяцев 2025 года КТЖ совместно с ТОО «3iTech Центральная Азия» внедрили пилотный проект на вокзальном комплексе «Нурлы-Жол» в Астане. Для помощи пассажирам ИИ использовали по трем направлениям:
- Аналитика коммуникации кассиров с использованием аудиобейджей – запись речи кассиров, речевая аналитика, улучшение сервиса, правильное общение с клиентами;
- Цифровой ассистент для поездных бригад – людей сменил автоматизированный помощник по обслуживанию пассажиров;
- Цифровой диктор на вокзалах – автоматическое звуковое оповещение пассажиров при приёме/отправлении пассажирских поездов.
Цифровой диктор, аналитика коммуникаций кассиров и справочная появятся также на вокзале Астана-1, но уже после модернизации объекта.
С появлением интернета в вагонах, КТЖ хочет дать пассажирам возможность покупать товары по пути следования, а также приобретать билеты уже у проводников. Для этого в POS-терминале объединили функций мобильного терминала проводника (МТП) и контрольно-кассовой машины (ККМ). Пилотные испытания уже прошли, а к первому кварталу 2026 года филиалы должны заключить договоры на аренду оборудования. К этому времени терминалы обязаны интегрировать с системой Мобиус.


Сколько стоит?
В открытых источниках нет данных о стоимости реализованных проектов. Во многом это связано с тем, что они скорее пилотные, чем уже до конца реализованные. В КТЖ заверяют, что пока не платили ни тиына. Даже тестирование и последующая эксплуатация пилотного проекта Wi-Fi были полностью профинансированы OneWeb и Jusan Mobile — компании взяли эти расходы на себя, чтобы запустить технологию в реальных условиях. Сегодня доступ к интернету в поездах №3/4 «Астана–Алматы» и №67/68 «Астана–Оскемен» уже действует в формате платной услуги.
При этом базовый доступ остаётся бесплатным. Он предусматривает скорость до 100 Кб/сек и подходит для переписки в мессенджерах Telegram и WhatsApp.
Для тех, кому требуется более широкий функционал, предусмотрены платные варианты:
- Тариф на три часа – 1200 тг, оптимальный для коротких сессий;
- Тариф три ГБ – 1400 тг, обеспечивающий полноценный доступ к сайтам и приложениям;
- Тариф «Безлимит» – 1700 тг, позволяющий оставаться в сети на всём протяжении маршрута.
Однако это не означает, что национальному перевозчику и дальше будет так же «везти». Стремительное расширение цифровых сервисов требует серьезных инвестиций, и уже в ближайшие годы отрасль неизбежно столкнется с потребностью во внешнем финансировании. Речь пойдёт о мерах государственной поддержки — субсидиях, которые позволят расширить охват, масштабировать решения и повысить устойчивость инфраструктуры.
Не всё так гладко
Что же до частных перевозчиков, а в Казахстане их 14 компаний, то не все могут похвастаться подобными нововведениями. Возможность через сеть Wi-Fi смотреть развлекательный контент на одном из сайтов, интегрированных с системой, есть не у всех. В частности, о такой услуге написано на официальных станицах ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA» и ТОО «Марал Нур».

А на сайте «Сары-Арка Компани» размещён лист ожидания, но ведёт он на страницу КТЖ с аналогичной функцией.

На этом нововведения как будто бы заканчиваются. Если компании и занимаются внедрением новых технологий для комфорта пассажиров, то делают это достаточно тихо. По крайней мере, в открытых источниках данных подобного характера нет.
Напомним, помимо изменений в цифровой составляющей в КТЖ занимаются и обновлением подвижного состава. К 2030 году обновят вагонный парк на 100%. Часть из них будут представлены составами от Stadler.
Читайте также:

