Мыстан кемпир и Жезтырнак, Алдар-Косе, Кобыланды батыр и многие другие — имена, знакомые каждому казаху с малых лет. Кто-то из них — воплощение мудрости и смекалки, кто-то — образ, которым нас пугали в детстве. Были ли у этих легендарных фигур реальные прототипы и насколько мифы переплетаются с историей, в материале CMN.KZ

Долгое время героев казахских сказок, эпосов и легенд считали лишь вымышленными персонажами. Но оказалось, что часть из них создали на основе реальных исторических личностей.

Чтобы узнать об этом подробнее, корреспондент CMN.KZ обратилась к создательнице тик-ток блога о тюркской мифологии Бекзаде Ишекеновой.

По словам девушки, в истории казахов есть много личностей, которые в последствии обросли собственными легендами. Одним из них стал знаменитый Кетбуга жырау. Его также называют «Ұлы жыршы», что в переводе с казахского означает «Великий сказитель». Жил он в 1150-1225 годах.

Легенда гласит, что Чингиз хан велел наказать любого, кто сообщит ему плохую весть. Именно Кетбуга пришёл к нему с новостью о смерти сына. И, чтобы рассказать о гибели Джучи, он исполнил на домбре кюй «Ақсақ құлан». В результате за плохую весть домбру Кетбуги жырау залили горячим свинцом. Так на музыкальном инструменте появилось маленькое отверстие, что сделало исполнение более глубоким.

Персонажи знаменитой поэмы о любви «Кыз Жибек» также имели прототипы в реальной жизни. У произведения существует несколько версий. В более известной из них говорится, что воин Толеген полюбил дочь хана Сырлыбая, красавицу Жибек. Но история заканчивается трагически из-за ревности батыра Бекежана, который так же влюбился в Жибек. Он убил Толегена, чтобы быть с дочерью хана, но девушка после смерти любимого через несколько лет стала женой его младшего брата – Сансызбая.

Жибек из поэмы «Кыз Жибек»/ Изображение: bonart.kz

Но есть и другие версии поэмы. О более ранней из них рассказала Бекзада Ишекенова:

«По рассказам акына Сегиз-сери, Бекежан не выступает в качестве злодея, а является родственником Жибек. По разным источникам, он был даже в составе сватов со стороны девушки. В этом варианте поэмы в центре сюжета – объединение трёх родов в борьбе с джунгарами. Толеген погиб от рук другого персонажа, а Жибек в последствии выходит замуж за его младшего брата (так как это всё ещё политический брак)».

Ишекенова также отметила, что «Ру» (род) каждого из всех трёх героев произведения известен:

  • Толеген батыр был из рода Жагалбайлы племени Жетыру Младшего жуза;
  • Жибек и Бекежан принадлежали роду Шекты Младшего жуза.

О том, какие ещё персонажи имели реальные прототипы корреспонденту CMN.KZ рассказал специалист научно-методической службы Национальной библиотеки РК Алтынбек Канат.

Он добавил, что подобными сказочными героями также являются батыры Алпамыс и Кобыланды, Асан-кайгы, Ер-Тостик.

Например, настоящее имя Асан-кайгы – Хасан. Его в народе стали называть Асан, а «Қайғы» в переводе на русский значит «Печаль». Это слово к имени Асана добавили, потому что он всегда был в своих размышлениях о жизни. Асан-кайгы жил в 1460-х годах и был философом, поэтом и советником ханов Керея и Жанибека.

«Кобыланды батыр тоже был реальным человеком. Он жил в 15 веке и участвовал в войнах Ногайской орды. Но позже его образ был передан в сказочной форме».

Интересно, что, согласно письменным источникам, именно Кобыланды стал причиной основания казахского ханства. Батыр убил своего врага Даирходжу из рода Аргынов. Тогда Жанибек хан потребовал провести над Кобыланды суд, но Абулхаир хан отказал ему в этом. Именно поэтому ханы Керей и Жанибек решили отделиться от Абулхаир хана и так основали казахское ханство.

При этом Бекзада Ишекенова отметила, что существуют доказательства, что Кобыланды батыр был настоящим человеком.

«Долгое время его считали вымышленным героем. Однако ближе уже к нашему времени выяснилось, что Кобыланды батыр жил в 15 веке в период распада Золотой орды. Он, кстати, кара-кыпчак. Так вот, СМИ сохранили информацию, что в 1969 году его останки подняли из склепа в Актюбинской области и перевезли в Алматы. Затем его образ восстановили в московской лаборатории: воин 45-50 лет».

Как оказалось, эти данные помогли создать бюст батыра. Его передали в музей Актобе. Туда же вернули останки.

«Невозможно, чтобы его не существовало в жизни»: был ли Алдар-Косе настоящим человеком?

Одним из самых популярных героев казахских сказок считается юморной плут Алдар-Косе. В переводе на русский язык его прозвище означает «Безбородый обманщик». В разных историях Алдар-Косе обводит вокруг пальца жадных, ленивых и глупых богачей и помогает бедным.

«Некоторые писатели считают, что у него мог быть прототип. В целом это собирательный образ борца за справедливость, народного героя», – пояснила блогер Ишекенова.

При этом Алтынбек Канат отмечает, что люди, по образам которых создали полюбившегося многим сказочного персонажа, существовали в реальной жизни.

«В общем, Алдар-Косе – это идеалистический персонаж. Да, были люди, которые выступали против власти, против произвола богачей, защищали народ. Но их было мало. Люди собрали образ Алдар-Косе на основе таких личностей. Но этому нет никаких письменных доказательств. Но я лично верю, что такой человек был. Невозможно, чтобы его не существовало в жизни. Его образ есть не только в казахских сказках, но и у других тюркских народов: узбеков, кыргызов, таджиков, азербайджанцев».

Беказада Ишемекова также рассказала, что есть старый-добрый персонаж Ходжа Насреддин, который выступает как герой анекдотов и сатирических сказок у восточных народов. Его принято считать аналогом Алдара-Косе.

Но есть ещё и Жиренше-шешен, который был таким же мудрым обманщиком. Согласно некоторым источникам, его прототип жил в 15 веке, но письменных доказательств этому нет. Жиренше в сказках отличался своим красноречием. В некоторых рассказах он выступает в качестве советника Жанибек хана и помогает ему править Казахским ханством. Но в других историях Жиренше описан как плут, который действует против несправедливости хана.

Жиренше-шешен и Карашаш/ Изображение: chaiknet.ru

Этот персонаж более известен историей о женитьбе на красавице Карашаш. Девушка была не только красива, но и умом не уступала Жиренше. Отец Карашаш, удивившись смекалке Жиренше-шешен, отдал дочь за него замуж без выкупа. Но тогда хан, узнав о существовании такой умной и мудрой красавицы, захотел разлучить влюблённых и забрать девушку. Согласно преданиям, правитель придумывает хитрые задания в надежде погубить Жиренше. Но благодаря подсказкам Карашаш, её возлюбленный справляется со всеми заданиями. Тогда хан решает оставить их в покое.

Откуда появились образы Мыстан кемпир и Жезтырнак?

Как отметила Бекзада Ишекенова, это очень древние персонажи, которые исходят из прототюркских времён.

«Например, Мыстан кемпир упоминается в одной из многочисленных легенд о Солнце. Когда Кун Батыр в борьбе со злыми силами падает в подземный мир (на Западе), Мыстан зашивает медными ногтями границу между этим и тем мирами. Так объясняется цикл, который напоминает круг от рождения до смерти, затем возрождение и так далее».

В то же время специалист Национальной библиотеки Алтынбек Канат объясняет, что никакой вымысел не бывает без примера из жизни.

«Вполне вероятно, что это люди, которых превратили в фантастических персонажей. В разные века были разные женщины, которые колдовали и занимались приворотами. Например, Мыстан кемпир была чародейкой с особыми способностями. Жезтырнак – это тоже обязательно женщина с силой, она персонаж из неизведанного мира. У неё длинные ногти, она обладает магической силой и умеет летать. Она антигерой. Таких персонажей создали для того, чтобы раскрыть главных героев. Без них образы батыров Ер-Таргын, Ер-Тостик и других героев были бы не совсем убедительными и полными».

Он также добавил, что у Жезтырнак и Мыстан кемпир есть аналоги. Например, в японской мифологии есть персонаж Ямауба, а в русской – это кикимора и баба-яга.

Кто из героев казахских сказок наиболее актуален для мира сейчас?

Таким образом, у большинства казахских героев сказок были прототипы в реальной жизни. Люди создавали образы персонажей на основе исторических личностей. При этом народные предания и легенды всё ещё интересны людям.

Какой из героев казахских сказок актуален для современного мира больше всех, рассказал Алтынбек Канат.

«Это очень интересный вопрос. Первым на ум приходит батыр Ер-Тостик. Думаю, если бы в наше время был такой герой, он бы смог успокоить народ, прекратить войны, добиться мира, доверия и стабильности. Ещё один идеально подходящий герой – Толагай Батыр. Мне кажется, жил бы он в наши дни – не было бы нерешаемых проблем».

Согласно легенде, Ер-Тостик батыр родился девятым по счёту сыном. Но он был поздним ребёнком. Все его братья отправились на поиски счастья и не вернулись домой. Когда Ер-Тостик подрос, он отправился искать своих старших братьев. На его пути было много препятствий, но в конце-концов ему удалось отыскать всех восьмерых. Он вернулся с братьями домой и воссоединил всю семью.

А Толагай батыр славится в казахском народе своей силой и отзывчивостью. В сказке о нём говорится, что на родине батыра наступила засуха, и он захотел помочь своему аулу. Толагай обратился за советом к аксакалу и после отправился на подвиг. Согласно преданиям, батыр принёс на своих плечах гору в аул, чтобы она задерживала тучи. Так в ауле стали чаще лить дожди, а засуха исчезла.

Сказки об этих и других батырах передают всю смелость, силу и упортство казахов. Создательница контента о казахской мифологии Бекзада Ишекенова отметила, что сказки, поэмы, легенды и эпосы – это всегда отражение жизни любого народа, его мировоззрения и философии в разные времена.

«Сказки являются одним из поддерживающих факторов того, что мы знаем нашу историю. Коллективная память творит чудеса».

Возможно в будущем героями казахских сказок станут современные личности, которые вносят вклад в развитие Казахстана. Если сейчас, изучая фольклор, мы узнаём о подвигах наших предков, вполне вероятно, что о наших современниках, трудящихся на благо народа, будут также слагать легенды в будущем.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version