Восемь месяцев в Алмалинском районном суде по уголовным делам ведётся главное судебное разбирательство по присвоению чужого имущества и обналичиванию денег при строительстве станций метро «Сарыарка» и «Бауыржана Момышулы», сообщает CMN.KZ

В сентябре 2023 года уголовное дело поступило в суд. Предварительное слушание назначили на 13 сентября, а главное судебное разбирательство – 4 октября. Лишь во второй половине дня 4 июня 2024 году судья Есен Устелбаев решил закончить с изучением материалов дела. Разбирательство перешло к стадии прений.

На скамье подсудимых находятся 10 подсудимых. Это бывший директор «Метрополитен», сотрудники АО «АлматыМетроКурылыс» и ТОО «Автоматизация и Технологии-Сервис»:

  1. Жамиля Арисова – сотрудница АО «АлматыМетроКурылыс;
  2. Нуржан Арисов – муж сотрудницы АО «АлматыМетроКурылыс;
  3. Ерлан Абжаппаров – бывший гендиректор АО «АлматыМетроКурылыс»;
  4. Ербол Абильдинов – экс-директор ГКП «Метрополитен»;
  5. Ержан Капаев – директор ТОО «Автоматизация и Технологии-Сервис»;
  6. Владимир Хен;
  7. Артур Хегай;
  8. Азамат Рахимжанов;
  9. Канат Бекмухамбет;
  10. Ринат Акишев.

Станции метро в Алматы

История со строительством станций «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» (ранее называлась «Достык») началась ещё в 2015 году. 11 июня тендер выиграло АО «АлматыМетроКурылыс». Появление двух новых станций акимат мегаполиса оценил в 67 млрд тенге. Победитель тендера назначил сумму ниже – 62 млрд тенге. На оборудование должно было пойти семь млрд тенге.

Комплекса автоматизированной системы управления для метро в Казахстане не нашлось. Его надо было закупить за границей. Для этого «АлматыМетроКурылыс» привлёк подрядчика – ТОО «Автоматизация и Технологии – Сервис». Сюда вошли камеры слежения при входе, база данных, бесперебойное питание, диспетчерский центр и система антитеррористической защиты.

Изначально обе станции должны были сдать до декабря 2018 года, позже срок продлили до 2021 года. Собственно, так и произошло в итоге. Технический запуск станций «Сарырка» и «Бауыржана Момушылы» состоялся под новый год. Заработали станции через полгода – в конце мая 2022 года.

К тому времени по строительству станций уже шло расследование. Оно началось в начале 2021 года. Проверку инициировала ревизионная комиссия Алматы. По их данным, сотрудники АО «АлматыМетроКурылыс» завысили стоимость оборудования. В Счётном комитете не согласились с результатами проверки ревизионной комиссии, но транспортная прокуратура продолжила расследование.

Ущерб государству вырос с 2 млрд тенге до 5 млрд тенге

В середине января 2022 года на два месяца арестовали сотрудницу АО «АлматыМетроКурылыс» Жамилю Арисову и её мужа Нуржана Арисова. Их подозревали в «присвоении или растрате чужого вверенного имущества». По версии следствия, с 2018-го по 2020 год Арисова, присвоив или растратив вверенное чужое имущество группой лиц по предварительному сговору, похитила 2 044 974 454 тенге. В этом деле пособником, по данным следствия, выступал и её супруг – Нуржан Арисов.

Ближе к передаче материалов уголовного дела в суд сумма ущерба выросла до 5 млрд тенге. Подсудимых подозревают в хищении бюджетных средств в особо крупном размере (статья 189 УК РК) и выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ (статья 216 УК РК).

Ещё одна экспертиза и уставной капитал Метрополитена

4 июня судебное разбирательство началось с допроса представителя акимата Алматы, который в гражданском порядке просит взыскать с подсудимых сумму ущерба. Ему пришлось ответить на множество вопросов адвокатов подсудимых.

Один из самых интересных был связан с увеличением уставного капитала ГКП «Метрополитен». Его задал адвокат подсудимого Вячеслав Филатов.

«На каких счетах баланса и какого профильного учреждения зависла недоимка, которую вы планируете взыскать с подсудимых? Выделение бюджетных средств было через увеличение уставного капитала компании «Метрополитен». Поясните, почему после ввода в эксплуатацию уставной капитал увеличили на всю сумму договора? Все программы закрыты, нет недоимки или других каких-то проблем. Подписаны акты сверок по нулям. Как вы это объясните?»,

уточнил представитель подозреваемого.

Дело в том, что спорное оборудование передали на баланс дочернего предприятия акимата. Представитель акимата так и не раскрыл, почему уставной капитал увеличили на нужную сумму.

«Имеется один счёт – контрольно-наличный счёт. Бюджетная программа закрыта. Оплата проходила через казначейство. По данному вопросу отвечал представитель профильного управления. В управлении не говорили, что нет ущерба. Они сказали, что бюджетные программы закрыты. Претензия по сумме оборудования, по компонентов. Они (поставщик услуг – Прим. Ред.) должны были корректировку пройти. Наше право подать гражданский иск. Нам стало известно об ущербе в 5 млрд тенге в ходе досудебного расследования»,

объяснил представитель акимата.

Адвокат подсудимого Нурван Незамединова ходатайствовала о назначении дополнительных экспертиз. Она сообщила, что ревизионная комиссия провела проверку с нарушениями. По словам представителя, законодательство Казахстана позволяет привлекать к покупке оборудования не только производителей и официальных дилеров. Именно эту ошибку и вменяют подсудимым. По данным следствия, подрядчик не имел право поставлять спорное оборудование. Судья Есен Устелбаев отказал в удовлетворении ходатайства.

Завысили стоимость оборудования в 8,89 раз

В судебных прениях первым выступил государственный обвинитель. В течение нескольких часов он расписывал все этапы расследования и собранные доказательства вины подсудимых.

«1 апреля 2016 года провели тех. совещание, где исключили объёмы строительно-монтажных работ. В начале 2018 года Абильдинов и Абжаппаров, выполняющие управленческие функции, зная, что уменьшается стоимость инвестиционного проекта, решили увеличить стоимость оборудования на этапе разработки документации. Они это мотивировали девальвацией тенге. Для этого они привлекают Жамилю Арисову и Ержана Капаева. Надо было получить коммерческие предложения с завышенной стоимостью оборудования»,

рассказал гособвинитель.
Станция «Сарыарка»/Фото акимат Алматы

На начало 2018 года заказчику были представлены два ценовых предложения на суммы 6,1 млрд тенге и 7,2 млрд тенге. Обе компании не были производителями или официальными дистрибьютерами, поэтому, по мнению следствия, не имели право на подобные действия.

«Метрополитен допустил необоснованное перечисление бюджетных денег в сумме 5 089 334 799 тенге. Согласно заключению специалиста АО «КазНИИСА» в локальных сметах средняя стоимость оборудования завышена 8,89 раза. Курс иностранных валют, в которых в основном закупается оборудование и материал, за период 17 февраля 2015 года и до 19 июня 2019 года в среднем подорожал 1,84 раза. После корректировки стоимость составила 67 млрд тенге. При этом строительно-монтажные работы увеличились на 11 млрд тенге в связи с оптимизации технологии строительных работ»,

сообщил гособвинитель.

По версии следствия, полученные деньги обналичивали через другие компании. В следующем судебном заседании к прениям перейдут уже сами подсудимые. Своё мнение сначала выскажут подозреваемые, которые уже признали вину. Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version