С участием депутатов мажилиса в столице состоялось жаркое обсуждение нашумевших поправок в закон «Об игорной деятельности». Как скажется влияние ограничений на рекламу букмекерских контор на медиа-рекламный рынок и каково в этом вопросе соотношение вреда и пользы, поговорили эксперты на площадке Astana IT University в рамках NeforOOm, передаёт CMN.kz

По стране не утихают обсуждение запрета наружной рекламы букмекерских контор на зданиях, сооружениях и транспортных средствах. Говорят и о запрете рекламы букмекеров в СМИ, на интернет-ресурсах, ТВ и радио, в периодических печатных изданиях, кино-, видео- и справочном обслуживании. В общем, практически везде, где потребителю доступен контент.

Известно, что депутаты собрались сделать только несколько исключений для рекламы. Но она должна быть расположена в месте размещения БК, внутри спортсооружений и на экипировке атлетов. Также разрешенной останется реклама на специализированных коммерческих и национальных спортивных телеканалах, радиоканалах и тематических порталах.

Регламентирует всё это новые поправки, принятые мажилисменами в первом чтении. И пока проект не утвердили, эксперты обратили внимание на его «подводные камни».

Насколько правомерен и правилен такой подход?

Президент Саморегулируемой организации букмекеров Казахстана Рауан Кенжалин в начале своего выступления отметил, что букмекерская деятельность в Казахстане представляет собой законный и регулируемый государством сегмент развлекательной индустрии. При этом, по его словам, особенно важно чётко различать ставки на спорт и онлайн-казино, а также другие формы азартных игр, обобщаемые под термином «гэмблинг».

Рауан Кенжалин. Фото предоставили Neforoom

«Спортивные ставки тесно связаны со спортом и основываются не на случайности, а в большей степени на тщательном анализе и понимании спортивных событий. В законодательстве, регулирующем игорный бизнес, существует чёткое разделение между азартными играми и пари на спорт, что подчеркивает различие в их природе. Однако нынешний подход к законопроекту о борьбе с лудоманией не учитывает эту разницу, что, по нашему мнению, представляет собой концептуальную ошибку,

сказал Рауан Кенжалин.

Исходя из обсуждения на NeforOOm, лудомания наносит серьёзный ущерб и самой индустрии букмекеров. Оказалось, примерно схожий с тем, который испытывают банки из-за заемщиков с просроченной задолженностью. Присутствующие объяснили это тем, что люди с игровой зависимостью — это не ключевые источники дохода. Более того, лудоманы негативно влияют на репутацию букмекеров из-за связанных с ними социальных проблем.

Две стороны одной медали – в чём правда, и где вымысел?

В стенах зала прозвучали доводы о том, что и представители непосредственно букмекерской индустрии поддерживают усилия по борьбе с распространением лудомании, а также активно участвуют в исследовании данной проблематики.

«Первая проблема касается недостатка информации о лудомании, как в научной, так и в законодательной сфере. В действующем законодательстве в области здравоохранения отсутствует четкое определение лудомании, а также не разработаны стандартизированные методы ее лечения. Это создает значительные препятствия для разработки и применения эффективных законодательных мер. Тогда как наличие обоснованной научно-медицинской базы, по нашему мнению, является критически важным для снижения рисков, связанных с лудоманией. Поэтому мы убеждены, что проведение научно-медицинских исследований этого расстройства должно стать первоочередной задачей в борьбе с лудоманией, причем до внедрения законодательных инициатив,

добавил Рауан Кенжалин.

Об этих нюансах в разрабатываемом законопроекте практически нет и речи, говорят эксперты. Также присутствующие обсудили, что в мажилисе предпочитают весьма строгие ограничения и однобокий подход.

На вопрос, насколько резонно после всего этого букмекерскому бизнесу будет работать на территории Казахстана, депутат Айтуар Кошмамбетов однозначно ответить затруднился. Он отметил только, что «да, вопрос, в общем-то, актуален».

Айтуар Кошмамбетов третий слева. Фото предоставили Neforoom

Меж тем эксперты опасаются, что законопроект может привести к тому, что значительно вырастет доля нелегального рынка, организаторы которого часто находятся за пределами РК.

«Мы неоднократно поднимали этот вопрос на различных площадках, указывая, что такой нелегальный рынок служит основным источником развития лудомании, над которым у государства нет эффективного контроля. Наряду с научным изучением лудомании надо внедрить законодательные меры, направленные на уменьшение доли зарубежных нелегальных организаторов азартных игр»,

считает президент Саморегулируемой организации букмекеров Рауан Кенжалин.

Если этого не сделать, закономерным итогом, по словам спикера, может стать развитие нелегальной игорной деятельности в интернете.

Фото предоставили Neforoom

В качестве дополнительных опасений специалист указал и на то, что иностранные букмекеры и интернет-казино смогут способствовать выводу капитала из страны, а госорганы не будут иметь никакой информации даже о том, кто играет в азартные игры. Например, совершеннолетнее ли это лицо, не госслужащий ли, а на какие деньги они играют?

«И это, не считая потери сотни миллиардов в виде налоговых поступлений в бюджет и утраты тысячи рабочих мест. Наконец, полный запрет рекламы букмекеров в СМИ, на телевидении, радио и в интернете также может привести к непредвиденным и нежелательным последствиям. Поскольку такой подход угрожает независимости СМИ, что противоречит целям демократизации, заявленным президентом РК. Также немаловажен и тот факт, что дополнительные рекламные бюджеты имеют ключевое значение для поддержания финансовой и редакционной независимости СМИ, а это – критически важно для развития общества»,

заключил Рауан Кенжалин.

По подсчётам присутствующих, потери только прямой рекламы в СМИ составят порядка 18 миллиардов тенге. Это не говоря о спонсорстве и партнерстве прямых спортивных трансляций. Об этом сообщила исполнительный директор Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации Анна Тютькова.

«Хуже всего, что это неминуемо приведет к снижению ресурсов на производство качественного контента и трансляции, к потере аудитории. И, как следствие, выходу казахстанцев из национального медиа пространства. Не стоит забывать об утрате рабочих мест, уходе хороших специалистов, серьезном сокращении поступлений в бюджет. При этом рекламные бюджеты букмекеров скорее всего будут перенаправлены в интернет, где невозможно обеспечить полный мониторинг и контроль, где сложно будет отличить официально зарегистрированные в нашей стране БК от нелегальных»,

подытожила Анна Тютькова.

В целом эксперты предупреждают, что Казахстан может получить больше вреда, чем пользы от предлагаемых ограничений. Меж тем специалисты предложили свои варианты серьёзных ограничительных мер. Те, которые обеспечат защиту незрелой аудитории и при этом нивелируют негативные последствия запретов.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version