Ситуация с электросамокатами в мегаполисах Казахстана стала бедствием для горожан. В Алматы этот вопрос стоит особенно остро. Данный вид транспорта здесь пользуется популярностью. К сожалению это имеет свои последствия. В соцсетях и СМИ то и дело появляется информация о сбитых пешеходах, вместе с требованиями запретить прокатный сервис. Что делать, если не работают ни ограничения скорости, ни табу на катание вдвоём? Кто-то из казахстанцев уверен, что поможет только полный запрет электросамокатов, кто-то верит, в то, что можно навести порядок в уже существующей системе. В мнениях разбирался корреспондент CMN.KZ 

В июне 2024 года статистика нарушения правил ПДД электросамокатичиками в Алматы перевалила за 7,5 тысяч случаев. За первое полугодие в городе произошло 38 зафиксированных ДТП с участием самокатов. Различные травмы в них получили 42 человека.
В начале июня же по улицам мегаполиса, по подсчётам местной полиции, курсировало более пятидесяти тысяч электросамокатов.

Как высказался тогда начальник управления полицейской службы ДП города Серик Шумаев — мерами МВД удалось “несколько стабилизировать ситуацию с эксплуатацией самокатов в Алматы”. Но проблема осталась нерешённой:

«Установлены возрастные ограничения, требования по обязательному использованию средств защиты, перевозке пассажиров. Однако трагедии продолжаются. Статистика вызывает обоснованную обеспокоенность и тревогу».

В июле в городе даже открыли бесплатную “школу самокатчика”. Правда, курс основ безопасного и “этичного” вождения электросамокатов занимал всего 15 минут и доступен был лишь один день. 

Инструктаж проводила одна из фирм-прокатчиков. Что смело можно назвать как рекламной кампанией, так и акцией на повышение спроса. Да и за 7 предложенных часов вряд ли обучение сумели посетить достаточное количество людей. 

Есть ещё один нюанс. Школа была доступна для совершеннолетних. Но дело в том, что несовершеннолетние всё также пользуются электросамокатами, несмотря на запрет. Часто это бывают школьники, любящие “гонять с ветерком” вдвоём, а то и втроем, прихватывая с собой младших братьев и сестёр. Дешево и сердито.

Скриншот комментариев : Facebook

Как показывает практика — сердито всё же больше, чем дёшево. Статистика попавшихся нарушителей и обратившихся пострадавших далеко не отражает ситуацию в городе. Их гораздо больше.

Уставшие оглядываться на пешеходных дорожках казахстанцы нашли несколько решений.

Фото: Pixabay.com

Петиция за запрет

Первого августа на портале электронных петиций появилась новая, призывающая запретить аренду электросамокатов.

Если говорить коротко — обоснование запрета построено на том, что сама идея аренды самокатов (кикшеринга), вместо разгрузки дорог и обеспечения передвижения без пробок, ухудшила условия для пешеходов.

«Ты вынужден оглядываться каждые несколько секунд, тебе в спину постоянно кричат пропустить или «сигналят», тебя могут задеть сумкой проезжающие на скорости, особенно опасно идти с собакой или ребенком, потому что «самокатчики» не снижают скорость и не останавливаются, как будто это принцип, ты постоянно в напряжении, весь свой путь, да ещё оставляют самокаты где попало и приходится их постоянно обходить. Ужесточили законодательство, но кого это останавливает?», — говорится в документе.

Авторы петиции апеллируют к аналогичному запрету электросамокатов в Париже, который введён с сентября 2023 года. Люди считают, что если “кикшеринговые компании не могут обеспечить безопасность, полиция не может обеспечить достаточный контроль, а пользователи сервиса не соблюдают ни законодательство, ни общечеловеческие принципы”, то нужно идти на радикальные меры.

«Дабы не допустить человеческих жертв и исключить негативное воздействие на жителей, просим запретить кикшеринг. Надеемся, что прибыль нескольких иностранных компаний не будет перевешивать чашу с жизнями, здоровьем и хорошим настроением казахстанцев».

С момента публикации (за две недели) петицию подписало более тысячи человек. Напомним, теперь, чтобы документ взяли на рассмотрение, нужно не менее 50 000 подписей. Порог необходимого количества голосов повысили этим летом.

Наберёт ли документ столько до 1 февраля 2025 года — большой вопрос. Ведь с приходом холодов сезон проката закончится, и жалобы поутихнут.

За и против

Мнение о петиции разделилось, как в комментариях на портале, так и в соцсетях.

Люди говорят, что проблема заключается не только в ездящих по тротуарам “гонщиках”, но и в разбросанных там и тут самокатах. Ведь нет никаких чётких правил, которые регулировали бы их парковку после использования.

«Никакого повышения культуры самокатчиков не наблюдаю, законы не работают, самокатчики на них плевали. По тротуарам носятся, самокаты оставляют где вздумается, им плевать на других людей, сбивают пешеходов и сваливают. Отследить нарушения самокатчиков невозможно, через каждые два метра камеры не установят, рейды – это как стрельба по воробьям из пушки. Одни деньги зарабатывают на аренде, другие услуги получают, а пешеходы уже который год даже на тротуаре не могут чувствовать себя в безопасности», — пишет в группе Facebook “Дежурный по городу” алматинка Салтанат Бектурсынова.

Девушка призывает подписать документ, но пользователи считают, что это в целом занятие бесполезное. Ведь одна петиция на эту тему уже была и её оставили без внимания.

Скриншот комментариев : Facebook

«Вопрос со средствами индивидуальной мобильности на данный момент законодательно не урегулирован, но определённые люди и иностранные компании решили вопрос в свою пользу и они сделают всё для своего дохода», — комментирует предложенный запрет Ирина М.

Женщина считает, что необходимо принять в Алматы “НПА о запрете средств индивидуальной мобильности” с учётом его статуса города Республиканского значения.

Ещё один комментарий подтверждает, что несовершеннолетние граждане находят пути обхода, чтобы покататься. И отследить это практически невозможно.

Скриншот комментариев: Epetition.kz

А вот Дамир К, как «активный и аккуратный пользователь самокатов» считает, что полный запрет проблемы не решит. А точнее — создаст новые: 

«Почему мы должны отказываться от данного вида транспорта? Вам будет, смотрю, лучше если я заново вытащу свою машину из паркинга, и буду ещё одним средством передвижения, заполняющим и без того пробочные ситуации нашего города? Мы все прекрасно видим, что это во вред экологии города, и что за последние 3-4 года, ситуация с перенаселением как людского, так транспортного перешла все границы, когда пробки стихают лишь после 23:00, а не как раньше в определённые часы».

Мужчина полностью согласен с тем, что “необходимо создать механизм контроля над обывателями арендных видов транспорта”. Но при этом считает Париж некорректной аналогией. Ведь именно из-за узких европейских улочек там невозможно было организовать нормальное движение самокатчиков. А общественный транспорт в Казахстане “оставляет желать лучшего”.

«Объективно — его мало. В зимнее время холодно, в летнее время невыносимо жарко. Предугадать время приезда сложно. Тарифы нестабильны и повышаются. Но самое главное, неудобность в мобильности и быстром передвижении. Именно в этих ситуациях спасает арендный самокат! Я очень понимаю боль наших горожан, и являюсь ярым борцом за законопослушное эксплуатирование любых передвижных средств (т.к. культура на дорогах оставляет желать лучшего). Но Алматы должен быть прогрессивным городом. Надо лишь грамотно думать над инструментами безопасного внедрения мер», — считает комментатор.

Часть пользователей все же считает, что радикальный запрет чего бы то ни было — вариант крайности. И не решение проблемы, а лишь отсутствие желания её решить:

Скриншот комментариев: Epetition.kz
Фото: Pixabay.com

Методы и решения

Пользователь Facebook Николай Никогосян считает, что примером контроля рынка аренды самокатов может стать решение с арендой велосипедов. Как отмечает сам комментатор, “ проблему вождения это не решит”. Но хотя бы организует парковки из стихийных самокатных свалок.

Скриншот : Facebook

Автор поста уверен — если у водителей будет денежная мотивация искать парковку, то хаос снизится в разы. Полный же запрет в данный момент, по его мнению, просто невозможен.

Скриншот комментариев : Facebook

Также пользователь считает, что на любые запреты найдется обход, а если аренду устранят, люди пересядут на собственные электросамокаты. Так как это более доступный к покупке, по сравнению с другими, вид транспорта.

По мнению Никогосяна продиктовать — дело государства. А дело компаний — выкручиваться и организовывать условия. Если бизнесмены хотят продолжать зарабатывать, то им придется поставить парковки.

Скриншот комментариев : Facebook

Мнение экспертов

В июне 2023 года был Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения». 

В правилах дорожного движения для электросамокатов максимальная скорость не должна превышать 25 км в час по проезжей части, а по тротуару или пешеходной дорожке — не более 6 км в час. По выделенной полосе проезжей части допускается езда только совершеннолетних граждан в экипировке и при наличии прав любой категории.

Последнее кажется вполне логичным, но тогда же эксперты, водители и сами компании-прокатчики говорили о несостоятельности нововведений. При этом прокатчики сочли опасным разрешённое катание по автобусной полосе. А экспертам показалось бредом замедление скорости до 6 км в час, без должной возможности отследить её со стороны.

Фото: Pixabay.com

Директор одной из сервисных компаний Мусалав Алибеков подчеркнул, что проезжая часть должна быть последним из выбранных самокатчиками вариантов:

 «Но при этом те ограничения, которые вставили, они абсолютно нелогичные. Шесть километров в час не позволяют электросамокату быть транспортом. Если электросамокат упадёт на проезжей части и попадёт под колеса автомобиля или, не дай Бог, автобуса, то его уже никакой шлем не спасёт». 

Как высказался главный редактор журнала «За рулём Казахстан» Алексей Алексеев, вычислить нарушителя просто: “самокатчик едет быстрее пешехода”. Но вместе с тем пропадает и смысл самокатов:

«Человек и берёт самокат, чтобы ехать быстрее пешехода – и даже быстрее автомобиля, который стоит в пробке. Если это прокатный самокат, каждая минута стоит денег, поэтому арендатор выжмет из этого самоката всю его скорость, постарается приехать побыстрее, чтобы сэкономить деньги».

Среди вопросов “как ловить” и “как регистрировать подобные нарушения”, пока что лишь частично решён вопрос отслеживания единовременного количества пассажиров на одном самокате. И то, такую систему пока ввёл только один из прокатчиков, не являющийся монополистом данного сервиса.

Получается, что вопросов всё ещё больше чем ответов. 

И если водительских прав от большинства самокатчиков пока не требуют, то введение системного обязательного обучения аккуратному вождению, кажется все таки неплохой мыслью.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Pingback: Проблемы с самокатчиками в Алматы должны решать компании: Досаев

Оставить комментарий

Exit mobile version