В Казахстане начали открывать кабинеты психологической разгрузки для учителей. Но доступ к ним пока есть только у тех, кто проходит повышение квалификации. О том, почему учителя всё чаще говорят о выгорании и будут ли для них подобные кабинеты в каждой школе, в материале CMN.KZ

Впервые в Казахстане для учителей создали специально оборудованное пространство, где они могут получить профессиональную помощь – не между уроками в коридоре в разговоре с коллегами, а у школьного психолога в отдельном для этого месте.

Первые кабинеты психологической помощи для педагогов уже начали работать в филиалах в Туркестанской и Актюбинской областях.

Но воспользоваться такой услугой могут только те учителя, которые проходят курсы повышения квалификации в «Өрлеу».

То есть те учителя, которые ежедневно сталкиваются с эмоциональным давлением, потоками критики, нагрузкой, переполненными классами и десятками разных учеников – не могут просто так записаться на консультацию.

Для большинства из них путь к психологу по-прежнему лежит через школьного специалиста, который и так перегружен работой с детьми.

Учителя выгорают, и это угроза качеству образования: что говорят в Минпросвещении?

В официальном ответе на запрос CMN.KZ в Министерстве просвещения подчеркнули, что инициативу создали не случайно. Это реакция на растущую эмоциональную нагрузку педагогов и результаты научных исследований, которые показывают, что сегодняшний учитель нуждается не только в курсах по собственному предмету.

«Создание комплексной системы поддержки, включающей программы профилактики выгорания, управления стрессом и ментального восстановления, является одним из направлений устойчивого профессионального развития педагогов», — сообщили в министерстве.

Фото: правительство

Специалисты отмечают, что учитель — профессия, в которой эмоциональные затраты часто превышают физические. Постоянная коммуникация, конфликты с родителями, высокая административная нагрузка и страх совершить ошибку делают педагога уязвимым к выгоранию и стрессовым расстройствам.

Стоит отметить и то, что современные дети требуют от учителя иной модели общения –более открытой, гибкой и эмоционально включённой. Это дополнительная нагрузка, которую невозможно выдерживать без внутреннего ресурса.

Почему кабинеты открыли именно в Туркестане и Актобе?

В Минпросвещении объяснили, что выбор регионов, в которых начали работу по пилотному проекту был стратегическим и продуманным.

«Первые кабинеты открыты с учётом значительного кадрового потенциала филиалов «Өрлеу» и необходимости адаптации программы поддержки к большому контингенту педагогов», – говорится в ответе.

Актюбинские психологи участвовали в разработке самой программы, а Туркестанская область – крупнейшая по количеству учителей в стране. Это позволяет протестировать систему на большой выборке и понять, как адаптировать инструменты под разные типы школ.

Фото: Freepik.com

По данным ведомства, такие кабинеты оснащены для проведения разных форм работы:

  • индивидуальная работа с психологом;
  • групповые тренинги;
  • арт-терапия и релаксация;
  • техники саморегуляции;
  • трансформационные упражнения;
  • игры и практики для эмоциональной разгрузки;
  • видеоматериалы с рекомендациями врачей и психологов.

На сегодняшний день услугами психологов в специальных кабинетах уже воспользовались более 350 педагогов.

«97% слушателей отметили положительное влияние работы кабинетов на эмоциональное состояние, мотивацию к обучению и профессиональное самочувствие», – сообщили в ведомстве.

Но главный вопрос остаётся открытым: что делать учителям, которые не проходят курсы? В министерстве отметили, что не исключают расширение проекта, но объяснили, что сначала необходимо завершить пилотный этап и оценить эффективность.

Какой статус у учителя и почему родители относятся к ним иначе?

Учителя с большим стажем работы подтверждают, что эмоциональная нагрузка сегодня исходит не только от самого учебного процесса, но и от множества факторов, которые появились в системе образования за последние годы. Изменились требования к качеству преподавания, вырос объём документации, усилился контроль со стороны родителей и администрации. Всё это давит на педагогов, которым порой трудно справляться самостоятельно.

Особенно чувствительно образовательная среда реагирует на изменение поведения родителей. Многие специалисты отмечают, что диалог «школа — семья» стал более напряжённым. Родители всё чаще предъявляют претензии, требуют индивидуального подхода, иногда ставят под сомнение профессионализм учителей.

Заместитель директора БИЛ (быший КТЛ) в Павлодаре Ахмет Оразалин в разговоре с корреспондентом CMN.KZ объясняет:

«Учителя выгорают. Им нужно место, где можно выговориться и получить помощь. Особенно в больших школах – там психологи просто необходимы».

Он подчёркивает, что школа сегодня сталкивается с новым поколением родителей, которые более требовательные и меньше доверяют системе образования.

«Раньше учитель был авторитетом. Сейчас родители чаще критикуют и перекладывают ответственность на школу. Это влияет на эмоциональное состояние педагогов», – говорит Ахмет Оразалин.

По его словам, эта трансформация значительно осложняет работу учителей. Педагогу приходится не только объяснять учебный материал и организовывать урок, но и выступать в роли медиатора, успокаивать родителей, разбирать конфликты, вести разъяснительную работу – всё это увеличивает вероятность эмоционального истощения.

Он отмечает, что особенно уязвимыми оказываются молодые специалисты. Они нередко приходят в профессию с высокими ожиданиями, но сталкиваются с реальностью, в которой нужно одновременно отвечать требованиям школы, выдерживать давление родителей и сохранять дисциплину в классе.

Фото: freepik.com

Многие из них «выгорают» быстрее, чем успевают стать профессионалами. Без своевременной поддержки и квалифицированной помощи часть молодых учителей покидает школы уже в первые годы работы.

И это, по словам замдиректора, серьёзная проблема, потому что именно молодые кадры могли бы стать фундаментом обновлённой школы, если бы получили необходимую поддержку на старте.

Педагог должен быть в ресурсе

Отвечая на вопросы корреспондента CMN.KZ заместитель директора по учебной работе школы IQanat Арайлым Айбекова отметила, что система психологической поддержки сегодня нужна буквально каждому педагогу, да и не только.

По её словам, современные учителя живут в условиях постоянной перегрузки – не только физической, но и эмоциональной.

«Жизнь стала беспокойной: слишком много информации, мозг не успевает всё обрабатывать. Люди выгорают быстрее, чем когда-то раньше», – говорит она.

Арайлым Айбекова подчеркнула, что многие педагоги сталкиваются с невидимой, но постоянной эмоциональной усталостью. Это не только уроки и проверка тетрадей, но и документация, коммуникация с родителями, участие в школьных мероприятиях, отчётность и сторонние поручения.

Арайлым Айбекова/ Фото из её личного архива

Напомним, что в День учителя депутаты анонсировали поправки в закон о статусе педагога. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов отметил, что учитель не должен быть мобилографом, блогером, охранником, делопроизводителем или модератором чатов. Что именно изменится в работе педагогов, читайте здесь.

При этом учителя нередко испытывают чувство недооценённости и давления сразу с нескольких сторон – от администрации, родителей и самой системы образования.

«Если учитель сам не в ресурсе, что он может дать ребёнку? Качество образования напрямую зависит от его эмоционального состояния», –подчеркнула педагог.

При этом одна из больших проблем заключается в отсутствии безопасного пространства для откровенного разговора. Нередко учителя избегают обращаться к школьному психологу: есть страх, что их переживания могут стать предметом обсуждения в коллективе или известны администрации.

Именно поэтому, по мнению Арайлым Айбековой, отдельные кабинеты психологической помощи вне стен школы – важная и долгожданная альтернатива. Они создают атмосферу доверия и конфиденциальности, где педагог может спокойно обсудить свои трудности, восстановить ресурс и получить профессиональную поддержку.

Такие кабинеты должны быть в каждой школе

Руководитель Ассоциации психологов РК Зарина Кенжекар объяснила корреспонденту CMN.KZ, что однозначно такие кабинеты нужны, причём потребность эта существует уже давно.

«Учитель считается ключевой фигурой в системе образования. От его состояния зависит атмосфера в классе и качество урока. Поддержка снижает риск выгорания и помогает освоить навыки саморегуляции», – подчёркивает она.

Фото из личного архива Зарины Кенжекар

Кенжекар отмечает, что современная школа – это среда, где родитель может критиковать учителя за любой недочёт, а учителю приходится защищаться.

«Это вызывает стресс и чувство несправедливости. Учитель начинает работать “на защиту”, а не “на вдохновение”».

По её мнению, кабинеты психологической помощи должны выступать не в качестве «дополнительной услуги», это необходимый элемент профессиональной среды.

Сегодня современный учитель ежедневно работает на эмоциональной передовой. Он должен учить, поддерживать, слушать, мотивировать, взаимодействовать с администрацией, выдерживать давление родителей и сохранять профессионализм.

Но без поддержки невозможно долго оставаться «в ресурсе». Кабинеты психологической помощи – это шаг к тому, чтобы педагог не просто выжил в системе, а мог работать с мотивацией, спокойствием и уверенностью. И такие меры нужны не только педагогом, но особенно детям, которые получают от них знания.

Ранее стало известно, что казахстанские школьники будут изучать ИИ по курсу американского института. Речь идёт об онлайн-курсе «Day of AI» на базе Массачусетского технологического института.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version