Бывший министр просвещения Асхат Аймагамбетов раскритиковал большую автономию и бюджетные полномочия правительства и Минфина, сообщает CMN.KZ
По словам депутат мажилиса, условия для дефицитного, несбалансированного бюджета и низкой эффективности создали не подкрепленная подотчётностью, отсутствие чётких правил, процедур и целевых индикаторов.
«Сейчас правительство, в отличие от прежних времен, уже не проводит уточнение бюджета в парламенте. Им это не нужно. Так легче, так меньше вопросов. Можно кулуарно решить любые вопросы. Они самостоятельно проводят по 8 – 10 корректировок бюджета в год на уровне правительства. В итоге тот бюджет, который изначально принимается парламентом, и его задачи и цели, утверждённые в начале, меняются до неузнаваемости», – отметил Аймагамбетов.
Смущает депутата, что и министры могут сами в рамках бюджетных программ самостоятельно перераспределять деньги. Причиной тому отсутствие опять же чётких правил и регламентов.
«В рамках проекта нового Бюджетного кодекса программы будут укрупняться, и министерствам будет предоставлена ещё большая самостоятельность. Я считаю, что автономия без подотчётности, без измеримых и понятных задач, сильных специалистов и нормальной системы госпланирования — это очень опасно. Без изменения внутренних механизмов исполнения и контроля, внешнее введение блочности не решит проблему, а только усугубит её. Если так пойдёт и дальше, бюджет можно будет в будущем утверждать в парламенте одной общей цифрой по каждому министерству, а внутри каждое министерство будет менять распределение, как захочет. Постепенно пропадёт сам смысл утверждения бюджета», – сообщил депутат.
Асхат Аймагамбетов также высказался о трансфертах из Нацфонда. Из-за лазеек кубышка для будущих поколений превратилась в основной источник покрытия дефицита бюджета и решения проблемы неэффективности. Вспомним, что помимо гарантированных трансфертов, правительство смогло вывести деньги через покупку акций двух нацкомпаний – «КазМунайГаз» и «Казатомпром«.
Депутат считает, что автономия не означает свободу от подотчётности. В основе использования бюджетных денег должны лежать прозрачные и измеримые показатели эффективности для всех структур. Министерства в обязательном порядке должны отвечать как перед самим правительством, так и перед обществом.
«Предполагается, что конечные индикаторы министерств будут утверждаться не парламентом, а это значит, что госорганы будут постоянно подгонять их под конъюнктуру, что увеличит возможности для злоупотреблений и неэффективного распределения бюджетных средств. Гибкость — это хорошо, но только при условии, что каждый потраченный тенге можно проследить и оправдать перед обществом. У меня большие сомнения, что проект нового Бюджетного кодекса решает системные проблемы. К сожалению, в проекте, внесённом правительством, остались прежние недостатки, и проблемы бюджетной системы так и не были устранены», – подытожил Аймагамбетов.
Депутат мажилиса отметил, что они уже внесли поправки по этому и другим направлениям. По его мнению, многие из правильных норм правительство не поддержало.
Читайте также: