Строительство платформы в Турксибском районе привели к двум судам, один из которых уголовный. Корреспондент CMN.KZ выяснил, как бывший глава эксплуатационного локомотивного депо решил подзаработать на демонтированных ж/д путях
Общая земля и ж/д пути
В конце 2019 года алматинское ТОО «Игілік-РД» решило строить платформу на своей части земельного участка в Турксибском районе. Но этому мешали аварийные железнодорожные пути, расположенные на площади 4,9 га. Сначала их необходимо было демонтировать. Поэтому руководство предприятия обратилось в АО «ҚТЖ Грузовые перевозки». Письма туда отправляли 6 декабря и 25 декабря 2019 года.
В ответ 25 февраля 2020 года дочерняя компания КТЖ сообщила, что списывает 15 тракционных железнодорожных путей, расположенных на принадлежащем «Игілік-РД» земельном участке. Через три месяца приняли решение списать уже 36 ж/д путей. Кроме того, в «ҚТЖ Грузовые перевозки» запросили документы, чтобы разобраться, на каком основании компания стала владельцем участка.
Решить вопрос смогли только в судебном порядке. Иск частная компания подала в Специализированный межрайонный экономический суд Астаны и выиграла. 21 августа 2020 года постановили обязать АО «КТЖ –грузовые перевозки» демонтировать и вывезти 13 аварийных железнодорожных путей только на площади 4,9 га.
Дело в том, что весь участок занимает 11,7 га. ТОО «Игілік-РД» владеет в нём частью. Ещё одним совладельцем выступает ТОО «Алматы ПутьМаш». Временное возмездное землепользование государство предоставило до 13 августа 2031 года.
Отметим, что по соседству расположились один из топливных складов ТОО «Топливно- энергетический комплекс – Казахстан», который ранее принадлежал Тимуру Кулибаеву (По решению суда объекты вернули КТЖ – Прим. Ред.), и ТЧЭ-28 Алматинское эксплуатационное локомотивное депо (филиал АО «КТЖ –грузовые перевозки»).
Нанятое для демонтажа ТОО «ПСК Строй Инвест» убрало 13 железнодорожных рельсов и 10 стрелочных переводов. Их передали на баланс ТЧЭ-28 Алматинское эксплуатационное локомотивное депо. По договору между «КТЖ –грузовые перевозки» и АО «Востокмашзавод» последним должны были передать все 218,902 тонн демонтированного металлолома.
«Убрать убрали, а теперь надо проложить новые»
Как мы и писали выше, совладельцем участка выступали ТОО «Игілік-РД» и ТОО «Алматы ПутьМаш». После демонтажа ж/д путей второй компании пришлось тяжко. Они даже приостановили работу. Железнодорожные пути №131 и №132 ТОО «Алматы ПутьМаш» передали из магистральной железной дороги. Поэтому после демонтажа им понадобилось восстановить утраченное.
За прокладку двух линий взялось ТОО «Магистраль Сервис KZ». 3 июня 2021 года стороны подписали контракт на 20 млн тенге. За качество материалов отвечал подрядчик. Поручили строительство главному инженеру компании А. Асанову.
Где взять ж/д пути для строительства?
По данным следствия, сотрудник подрядчика А. Асанов заметил железнодорожные рельсы на территории ТЧЭ-28 Алматинское эксплуатационное локомотивное депо. Они находились на прилегающей к участку ТОО «Алматы ПутьМаш» территории.
Зная главу депо Болатказы Толекпаева лично, главный инженер обратился к нему с деловым предложением: продать рельсы и стрелочные переводы.
Сотрудник «КТЖ» согласился реализовать необходимую часть вверенного имущества за шесть млн тенге. По версии следствия, деньги Болатказы Толекпаеву перечислили ориентировочно в июне 2021 года за 55,602 тонны ж/д путей.
Недостача и хищение
7 апреля 2022 года в соответствии с актами на баланс депо поставили 10 945 100 тенге за 218,902 тонн из расчёта 50 тысяч тенге за тонну. Зная, что имеется недостача, руководитель локомотивного депо Болатказы Толекпаев подписал документы. Лишь 4 октября 2022 года в ходе инвентаризации выяснили, что на самом деле в наличии есть только 163 300 тонн ж/д путей.
Из несложных подсчётов стало ясно, что ущерб АО «КТЖ –грузовые перевозки» составил 2 780 100 за 55,602 тонны.
С заявлением представители дочернего предприятия КТЖ пошли в полицию. В присвоении или растрате вверенного чужого имущества (пункт 2 части 3 статьи 189 УК РК) заподозрили руководителя «ТЧЭ-28» Алматинское эксплуатационное локомотивное депо Болатказы Толекпаева.
В суде он свою вину не признал. Толекпаев сказал, что отдал демонтированные рельсы А. Асанову, но не получал от него денег. Поэтому попросил его оправдать. Однако из стенограммы разговора руководителя депо и главного инженера Асанова стало ясно, что последний занёс в кабинет шесть млн тенге.
Как выяснилось, Толекпаеву пришлось вернуть часть денег Асанову. 23 января 2023 года на расчётные счета главного инженера, его жены и дочери поступило по миллиону тенге. Полученные три млн тенге А. Асанов добровольно передали следственному органу.
10 мая в Турксибском районном суде Алматы вынесли приговор Болатказы Толекпаеву. Ему назначили два года лишения свободы. Он должен выплатить КТЖ 2,7 млн тенге ущерба, 83 тысячи тенге госпошлины и 58 тысяч тенге принудительного платежа.
Что же касается трёх млн тенге, которые добровольно отдал свидетель Асанов, то их взыскали в доход государства.