В Казахстане запустили мобильные системы экспресс-диагностики мостовых сооружений, позволяющие выявлять скрытые дефекты без перекрытия движения. На новые технологии из бюджета выделили около 40 млн тенге, передаёт CMN.KZ

В Министерстве транспорта в ответе на запрос редакции CMN.KZ сообщили, что мобильный комплект включает в себя: тензодатчики, высокочувствительные акселерометры, датчики температуры, блок сбора данных и встроенный модем для передачи результатов в защищённое облако, полевой планшет либо смартфон со специализированным ПО.

«Датчики регистрируют фактические деформации, колебания и температуру элементов, после чего специалисты сравнивают их с расчётными «паспортными» значениями для данной конструкции. Выход параметров за допустимый диапазон формирует задачу для углублённого обследования», – пояснили в министерстве.

Стоит отметить, что система выявляет именно скрытые дефекты. Как объяснили в ведомстве, это повреждения в теле балки, под водой или в труднодоступных участках. Экспресс-мониторинг выдаёт аномалию, а команда дефектоскопистов уточняет её характер и масштаб.

Как отметили в Минтранспорта, на разработку и внедрение данных мобильных систем потратили порядка 40 млн тенге.

Для поиска скрытых дефектов на мостах применяют следующие технологии:

  • ультразвуковую и импульсэхолокационную прозвонку;
  • томографы для железобетона;
  • магнитноиндукционные и вихретоковые датчики для контроля армирования.

При этом в министерстве добавили, что для использования систем снижение интенсивности движения на мостах не требуется. Для повышения информативности специалисты будут пропускать по сооружению транспортное средство массой порядка 30 тонн, после чего будут проводить анализ ответной реакции конструкции.

Работы на мосту выполняют в сухую погоду, но монтаж под пролётами допустим при любых осадках, если вода не попадает на разъёмы датчиков.

«Электроника сертифицирована в диапазоне –50 …+50°C. Чтобы исключить температурные погрешности, рекомендуется планировать замеры при –5 … +30°C», – отметили в Минтранспорта.

На основании полученных данных специалисты подтверждают или опровергают наличие таких дефектов, как:

  • трещинообразование и раскрытие швов;
  • прогибы и потеря жёсткости балок;
  • коррозионное уменьшение сечения металла;
  • повреждения анкеров и арматурных выпусков;
  • неравномерная осадка опор.

В министерстве отметили, что пилотный проект уже идёт на объектах Карагандинской и Акмолинской областей. В 2025 году мобильные системы появятся в Северо-Казахстанской и Костанайской областях.

К слову, приоритет в диагностике получают сооружения с предельным сроком службы либо построенные по старым нормам. Также в первую очередь проверяют мосты, где есть сомнения в грузоподъёмности после внешних ударных повреждений и с высокой интенсивностью движения свыше 10 тысяч авто в сутки.

Специалисты также объяснили, что время диагностики зависит от типа сооружения:

«На коротких мостах работы занимают от двух до четырёх часов; на средних мостах (до 250 м) — 0,5 рабочего дня; на крупных эстакадах либо комбинированных мостах — до двух дней. Ключевые факторы — длина, число пролётов, доступ к опорам и материал (сталь, ж/б)».

При этом предварительное заключение («годен / требуется детальный осмотр») формируют в день измерений. Однако полную техническую оценку с рекомендациями готовят в течение 3–4 дней и загружают в единую базу.

Ранее стало известно, что летом 2025 года в Казахстане пройдет тестирование 79 новых материалов для дорожного строительства. Материалы уже прошли лабораторные испытания. Теперь их проверят на практике.

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version