Недавние случаи суицидов в Алматы вызвали волну беспокойства среди казахстанских родителей. В связи с этим попечительский совет гимназии №25 провёл собрание, посвященное вопросам безопасности детей. Председатель совета, Ермек Рустембек-улы, организовал расширенную встречу, в которой приняли участие представители городского управления образования, прокуратуры, полиции, а также ученики, психологи и сами родители. О возможных мерах, которые помогут создать безопасную среду для учащихся – в материале CMN.KZ
Ермек Рустембек-улы считает, что основная проблема была в том, что взрослые оказались неспособны справиться с ситуацией.
«Меня поразило, что в разговорах с детьми из разных школ мы осознали: они знают больше, чем мы. Это подчеркивает нашу неготовность к возникшей проблеме. Попечительский совет гимназии открыт для любых предложений от родителей, которые могут помочь в этой ситуации», — добавил он.
Рейды в аптеках и книжных магазинах
В первую очередь родители отмечают, что нужно усилить контроль за продажей лекарств и повысить осведомлённость о рисках их неправильного использования.
«К сожалению, мы все в курсе, что речь шла о таблетках, о воздействии. Я считаю, что соответствующие органы должны устраивать рейды по аптекам и объяснять, что нельзя продавать детям лекарства. Только в экстренных случаях. Даже безобидные медикаменты в большом количестве могут пагубно повлиять на здоровье».
Кроме того, мамы и папы обратились с просьбой также провести рейды в книжных магазинах. По их словам, продавцам должны объяснять, почему нельзя продавать книги 18+ детям.
«В нашем случае, к сожалению, Евгений (отец одной из погибших девочек – Прим. ред.) сам купил и оплатил литературу. В таких ситуациях нужно очень вдумчиво подходить и обращать внимание на то, что читают дети», – отметил Ермек Рустембек-улы.
Бланки пропусков и уроки по кибербезопасности
Одна из мам предложила создать бланки пропусков, по которым ребёнок будет отпрашиваться куда-то во время уроков.
«Так как у нас не работает система оповещения, когда ребёнок зашёл в школу и вышел, мы предлагаем создать бланки пропусков. Условно, если ученик решил во время уроков выйти из школы, то ему необходимо предъявить охране подписанный пропуск».
Например, ученик во время урока физкультуры жалуется на боль в животе и просит отпустить его с предмета. Тогда преподаватель должен отправить школьника к классному руководителю, который запросит у администрации школы или родителей ученика разрешение отпустить ребёнка домой.
«Родитель либо приезжает и сам забирает его, либо разрешает его отпустить. Если цепочка препятствий, через которые ребёнку придётся пройти, удлинится, то, может, это спасёт чью-то жизнь. Бланки должны быть с печатью, потому что подписи дети подделывают».
На собрании также предложили проводить проверки сумок у школьников.
«Каждое утро на входе стоит полиция. Хотя проверить всех невозможно, но дети будут бояться, что именно их могут осмотреть. Это может предотвратить попытки пронести ножи, и повысит наши шансы защитить детей во время учёбы».
Папы и мамы также предложили добавить уроки по кибербезопасности на постоянной основе для родителей и детей. А также уроки по самообороне.
Золотой треугольник: родитель, ученик, учитель
На обсуждение вынесли ещё одно предложение — создать родительский совет, который будет встречаться каждую неделю.
«Школа влияет на ребёнка всего на 30%, остальное влияние идёт от родителей. Важно говорить откровенно. Я предлагаю сформировать родительский совет, в который войдут учитель, психолог, родители и инициативная группа, чтобы мы могли взаимно поддерживать друг друга».
Родители также хотят внедрить в школе элементы геймификации и увеличить физическую активность.
«Детям скучно жить, и у нас нет кружков, которые работали бы летом. Нам нужно найти дворовые клубы, чтобы у детей было, чем заняться. Кроме того, современные дети привыкли к быстрому получению дофамина, поэтому давайте подумаем, как вернуть им здоровые удовольствия. Возможно, стоит увеличить физическую нагрузку и перефокусировать внимание. Например, пусть дети участвуют в уборке классов».
Попечительский совет совместно с родителями также планирует запустить проект «Здоровая семья как тренд» и создать школьное телевидение. Однако пока нет чёткого представления о том, какими будут программы.
Группа быстрого реагирования и школьные волонтёры
Родители также отметили, что работать с детьми должны не школьные психологи, а психотерапевты с медицинским образованием, способные оценивать триггеры.
«Можно ли привлечь специалистов и создать группу быстрого реагирования для родителей и детей?» — задаются они вопросом.
Директор гимназии №25, Газиза Аманбай, рассказала, что в школе есть много волонтёров среди учеников, которые подготовили презентации по безопасности для начальных классов.
«Дети чаще слушают друг друга, чем взрослых», – говорит директор.
Старшеклассники отметили, что ученики могут прийти к ним за помощью, чтобы они как раз и направили младших к школьным психологам, администрации или родителям.
«Нужно расширить программы психологической помощи. Подростки должны знать, что могут рассчитывать на поддержку», — добавил руководитель попечительского совета.
Можно ли говорить правду?
Но больше всего мамы и папы обеспокоены тем, что министерство внутренних дел заявили, что ученицы гимназии №25 не играли в интернет-игры с суицидальной направленностью.
Напомним, в пресс-службе ведомства сообщили, что проверили телефоны школьниц и факт участия в суицидальной игре не выявили.
«Почему они дали эту информацию, если мы всю неделю говорим о том, что эти игры есть и участие в них тоже», – высказалась одна из матерей.
Ермек Рустембек-улы предположил, что, возможно, некоторая информация не разглашается в интересах следствия.
«Органы внутренних дел работают в совершенно другой парадигме. Может, это отсутствие коммуникационных навыков. Я тоже этим вопросом недоволен. Мне тоже не нравится эта позиция страуса, где ты засунул голову в песок и делаешь вид, что это не так. Если это так, то надо об этом говорить».
Родителей интересует, могут ли они распространять в чатах информацию, расхожую с ведомствами, не будет ли после этого последствий. Одна из родительниц предложила не ждать, когда закончится следствие и говорить уже сейчас.
«У меня предложение – достучаться до наших правоохранительных органов и не ждать, когда закончится следствие. Замалчивание может стать ценой ещё чьей-то жизни. Не нужно шушукаться в чатах. Об этом нужно кричать, чтобы все родители Казахстана знали».
Председатель попечительского совета предложил родителям воздержаться от громких высказываний и постараться давать информацию более дозировано.
«Информация растекается, и потом пресса очень криво переписывает всё. Давайте быть осторожными. Не обязательно давать всю правду, нужно давать дозировано. Я могу лишь сказать, что инциденты с девочками со 120 и с 25 школы связаны. Уверяю вас, они связаны. Но следствие ещё идёт».
Угрозы и раскрытие личных данных
Ученики старших классов провели собственное расследование и изучили все деструктивные группы, которые вирусились в сети в последнее время.
«Чтобы разобраться в проблеме, надо сначала решить, что она из себя представляет. Мы хотим поделиться с родителям данными не для того, чтобы посеять панику, а информировать. Объяснить, как разговаривать с детьми. По нашим предположениям, случаи суицидов связаны именно с проектом, о котором все говорят».
Школьники рассказали о существовании разных групп, транслирующих пропаганду самоповреждения и терроризма.
По их словам, некоторые деструктивные каналы являются закрытыми. Туда можно попасть только, если участник подаст заявку, которую рассматривает администратор.
Ученики предположили, какие рычаги давления кураторы сообществ могут оказывать на детей:
«Сначала ребёнок подаёт заявку, куратор её проверяет и пробивает номер. Если участник не слушает модератора, то ему угрожают найденными личными данными: ФИО, адрес прописки, номер паспорта, другие социальные сети и т.д».
Несколько советов от учащихся школ о том, как избежать раскрытия личности в социальных сетях:
- Скрывать номер в Telegram;
- Не выкладывать в социальные сети фотографии, которые могут что-то говорить о адресе или местах, где ребёнок часто бывает (учебные учреждения);
- Не отмечать геолокацию на фотографиях;
- Не использовать настоящее имя и фамилию при создании новых аккаунтов;
- Желательно вести закрытые профили.
Ранее CMN.KZ писали о том, как родителям сохранить спокойствие на фоне тревожных новостей и нужно ли обсуждать с детьми самоубийства сверстников. Подробности можно прочитать здесь.