Сфера труда постоянно претерпевает изменения: распространённые ещё сто лет назад занятия сейчас уже исчезают. Ремесленники прошлого и представить себе не могли набирающую популярность в 2025 году специальность разработчика универсального ИИ. Журналистка CMN.KZ разобралась в том, как именно происходит процесс формирования новой профессии: от идеи и интереса людей до составления учебной программы, поиска учителей и распределения грантов

По данным Реестра профессий, который сформировали в 2023 году, в Казахстане официально признаны 530 профессий: 135 на обязательной и 395 на добровольной основе.

В ответ на запрос редакции CMN.KZ, сотрудники Министерства труда и социальной защиты населения РК разъяснили, как именно профессия может попасть в Реестр:

  • Отраслевые государственные органы два раза в год не позднее 1 февраля и 1 сентября вносят предложения для формирования и актуализации Реестра. Они должны учитывать важность профессии, востребованность на рынке труда сейчас и в будущем, а также, есть ли она в утверждённых профстандартах, установленных по Трудовому кодексу Казахстана.
  • После проводят проверку и в течении двух рабочих дней исправляют недочёты. Затем итоговое решение оставляют за Национальным советом по профквалификациям.

Следующее обновление реестра профессий запланировали на конец первого полугодия 2025.

Таргетолог

Дінмұхаммед Алтынбеков 2,5 года работает таргетологом. Это специалист, настраивающий рекламу в социальных сетях. Часто к нему обращаются владельцы бизнеса, которые хотят привлечь больше клиентов.

«Учился у наставника, параллельно прошёл курс, но в нашей профессии важнее не диплом, а реальные кейсы и результат. Многие молодые специалисты не могут найти первых клиентов из-за нехватки практики и поддержки. Думаю, таргетинг стоит включать в учебные программы хотя бы как часть маркетинга — у нас в стране система обучения сильно отстаёт от рынка».

Схожие позиции в Реестре существуют — специалист по рекламе, маркетолог, промоутер. Однако они не отображают всю суть профессии таргетолога. А ведь именно глубокие познания в узких направлениях делают специальности уникальными и востребованными.

Ранее Алтынбеков окончил колледж, а сейчас заканчивает обучение по профессии «Менеджмент».

«В университете много теории, мало практики, и совсем не преподают то, что реально работает в интернете и актуально в медиа сфере. Поэтому студенты учатся этому у инфобизнеменов».

Фото: pexels.com

Редакция CMN.KZ отправила запрос в Министерство науки и высшего образования РК, чтобы узнать, как происходит разработка учебной программы для новой профессии.

Проффесия, достойная ВУЗа

Специальность может попасть в учебную программу организаций высшего и послевузовского образования (ОВПО) несколькими способами:

  • Если она намечена в Атласе новых профессий, где числят приоритетные направления, в которых не хватает кадров;
  • Если какая-либо компания решит разработать учебную программу для будущих сотрудников;
  • Если университет предложит новую специальность;
  • Если ассоциация отрасли выступит с предложением.

«Так, с 2023 года Минтруда реализует проект «Мамандығым-болашағым» в рамках которого в девяти регионах разработали Атласы профессий по 45 отраслям. В них определили 478 новых призваний и актуализировали более 900 образовательных программ (ОП) в ВУЗах», — сообщили в министерстве.

В 2025 году популярность обрели следующие новые квалификации: Разработчик универсального ИИ, Product manager, Инженер-разработчик искусственных нейронных сетей, Архитектор ИТ-экосистем, Тьютор цифрового развития. Также разрабатывают инновационные ОП, которые объединяют разные отрасли. Например, Технологическая нутрициология и пищевая инженерия, Биология и кинезиология, Химическая технология природных энергоносителей, Металлургия и рециклинг и другие.

Разработка учебного плана

После того, как новую профессию представят, её проверят на соответствие ряда требований и стандартов, а затем направят в академические комитеты. В их состав включают представителей преподавателей, работодателей и обучающихся. Там же разрабатывают учебный план на основе государственного стандарта образования (ГОСО). Затем учитывают профстандарты, потребности работодателей и лучшие практики зарубежных вузов (США, Европа, Азия).

«При составлении перечня предметов основываются на том, какие знания нужны «на входе», какие навыки формируются «в процессе», и какие должны быть «на выходе» у выпускника».

Фото: pexels.com

План включает:

  • Общеобразовательные дисциплины (история Казахстана, философия, иностранный язык и другие),
  • Базовые предметы (математика, физика, химия и так далее),
  • Профильные курсы по специальности,
  • Практику и итоговую аттестацию.

Подготовка учителей

Преподавателей подбирают из существующего состава, обучают дополнительно или привлекают приглашённых специалистов из компаний, НИИ, других вузов и из-за рубежа. Иногда создают совместные кафедры с бизнесом — преподавателями выступают инженеры-практики.

Что касается цены, то эксперты из партнёрких организаций помогают будущим преподавателям безвозмездно. Стажировки тоже бесплатные. Однако курс переподготовки (72 часа) стоит 40–100 тыс. тенге. Зарубежные стажировки с международными сертификатами могут обойтись от 500 тыс. до 1,5 млн тенге.

Фото: pexels.com

Финансирование

Важным аспектом является финансирование, которое осуществляет государство, ОВПО и компании-работодатели.

Во-первых, государство выделяет образовательные гранты. В 2024-2025 учебном году их было 78 219 на бакалавриат. Однако количество грантов не определяют заранее, а сначала смотрят на нужды государства и заявки от вузов.

Во-вторых, из бюджета ОВПО. Они сами устанавливают стоимость обучения и суть договора. Если вуз в форме НАО, то цену утверждает совет директоров.

«Затраты могут варьироваться — в зависимости от сложности и направленности программы, от ресурсов университета. Если есть лаборатории, подготовленные преподаватели, — это минимальные затраты. Если же направление новое и нужно строить всё с нуля, особенно лабораторную базу, затраты могут достигать десятков миллионов тенге из-за очень высокой стоимости оборудования».

Фото: pexels.com

В-третьих, за счет работодателей, которые целенаправленно подготовливают специалистов под конкретную отрасль или предприятие.

«Например, в 2024 году на базе Карагандинского индустриального университета ввели новую образовательную программу «Автомобилестроение». Причём инициатором стала компания по производству автобусов и техники. Они открыли специализированную аудиторию, участвуют в профориентационной работе, помогают с организацией практик для студентов и стажировок для преподавателей»

На 2025 год карагандинский университет запланировал открытие четырёх новых образовательных программ, которые ориентированы именно на потребности региональной экономики. Это технологи для пищевой промышленности, сварочные инженеры, специалисты нефтепереработки, работники экоаналитики и рециклинга отходов горно-металлургической отрасли.

Цена для студентов

Гранты могут выделять другие министерства, фонды, корпорации, местные исполнительные органы и сами ВУЗы. Обучение на новых специальностях, как правило, стоит дороже.

«Направления вроде маркетинга, дизайна, HR, медиа не входят в число приоритетных отраслей для господдержки, особенно в регионах, поэтому большинство студентов учатся платно, и ВУЗы закладывают полную себестоимость. Также для массовых направлений (учителя, юристы, экономисты) уже отлажены программы, учебники, инфраструктура, а для новых профессий часто нужны индивидуализированное обучение, небольшие группы, проектная работа, интерактивные среды — всё это повышает стоимость в пересчёте на одного студента».

Также для новых профессий требуются дорогие цифровые и креативные ресурсы: лицензионное программное обеспечение, мощные компьютеры, студии, VR/AR-оборудование, всё это входит в себестоимость обучения.

Фото: pexels.com

Необходимое время

Учебный план разрабатывает рабочая группа из пяти человек (преподаватели, методисты, работодатели) за 3-6 месяцев. А затем проводят внешнюю экспертизу, регистрацию в реестре, подготовку преподавателей и запуск приёмной кампании. Весь этот процесс занимает от шести месяцев до полутора лет.

Как итог, процесс формирования новой профессии требует объёмного труда. Прежде чем выпустить студента, нужно предугадать ряд рисков на пути его обучения. При этом необходимо постоянно следить за появлением новых нужд общества для создания ещё большего количества востребованных специальностей.

Ранее в Министерстве науки и высшего образования сообщили, что ЕНТ в 2025 году планируют сдать около 400 тысяч человек.

Читайте также: Стало известно, какие профессии станут востребованными в 2025 году

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version