Новый налоговый кодекс стал одной из самых главных тем в информационной повестке страны. До сих пор у казахстанцев слишком много вопросов по этому поводу
Корреспондент CMN.KZ решил разобрать некоторые факты, которые стали известны в последнее время, когда чиновники заявили, что закрытие почти 300 тысяч малых предприятий будет оздоровлением экономики, в то время как малый бизнес готовится уйти в тень, потому что считает происходящее не оздоровлением, а экономической казнью.
Разбираем налоги, бухучёт и новые правила игры
Упрощёнка долгое время оставалась самой популярной системой налогообложения – простой и выгодной, позволяющей предпринимателям сосредоточиться на своём мелком бизнесе, и не заниматься сложной бухгалтерской волокитой. Достаточно было выбрать один из нескольких спецрежимов и платить менее чем 10% от дохода.
Но государство решило, что бизнес «хитрит» – разбивает крупные компании на мелкие ИП и ТОО, чтобы экономить на налогах. И налоговики разработали новый Налоговый кодекс. В дополнение к нему появился запретительный список ОКЭД.
Споры вокруг Налогового кодекса разгорелись в основном из-за так называемого запретительного списка ОКЭД. Изначально в него входили 795 видов бизнеса из 1111 возможных. Говоря проще, B2B-направления и крупный бизнес решили лишить права на упрощёнку.
В запретительном списке оказались: строительство, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, IT и интернет-услуги, участники СЭЗ и Astana Hub, научно-исследовательская деятельность, торговля, финансовые, страховые, агентские и консалтинговые услуги и другие (ознакомиться с первым вариантом можно здесь).
«С новым списком из 44 видов запретительных ОКЭД сохраняется статус-кво: большинство бизнесов, которые сегодня применяют упрощённую декларацию, смогут и дальше её использовать. Соответственно, нет резкого «вытеснения» в общеустановленный режим налогообложения, как предполагалось до этого в ранней редакции проекта», – так прокомментировал ситуацию Максим Барышев, основатель ГК «Учёт» и член Регионального совета НПП «Атамекен» по Алматы.
Как отметил Барышев, компании, чья деятельность входит в запретительный список ОКЭД, не смогут применять упрощёнку при регистрации новых ИП или ТОО, а будут обязаны с первого дня использовать общеустановленный режим (с новым списком из 44 видов деятельности ознакомиться можно здесь). При этом вчера, 22 октября, в Министерстве финансов сообщили, что перечень видов экономической деятельности, по которым нельзя применять упрощённый налоговый режим, пока не утверждён и находится на стадии согласования.
Между тем, запретительный список – далеко не единственное нововведение. Обновлённое законодательство содержит и другие изменения, к которым бизнесу стоит подготовиться заранее.
Кто право имеет
В новом Налоговом кодексе из семи упрощённых режимов останется только три. То есть, три упрощёнки на основе патента, с фиксированным вычетом и розничным налогом исчезнут. А спецрежим для самозанятых похоже станет некой заменой режиму через мобильное приложение. По крайней мере, они достаточно похожи.
Одновременно с сокращением режимов вырастут ставки. По упрощённой декларации установлены 4% ИПН/КПН (причём местные представительные органы вправе повышать или снижать эту ставку до 50%), а социальные платежи будут взиматься в полном объёме. Отметим, что по действующему кодексу нагрузка по упрощённой декларации зафиксирована на 3% от дохода, поровну распределённой между ИПН и социальным налогом (по 1,5%).
Для самозанятых специальный режим формально сохраняет ставку ИПН на уровне 0%, но при этом установлены обязательные социальные взносы в размере 4%. Сейчас предприниматели на спецрежиме через мобильное приложение уплачивают всего 1% индивидуального подоходного налога с дохода.
Что касается агросектора, то в текущей редакции Налогового кодекса для него предусмотрены три упрощённых режима:
- для производителей сельхозпродукции;
- для крестьянских (фермерских) хозяйств;
- для сельхозкооперативов.
В новой версии существует только один – специальный налоговый режим (СНР) для крестьянских или фермерских хозяйств. Этот режим устанавливает ставку ИПН в размере 0,5%. Главное условие – наличие земельных участков на территории Казахстана в частной собственности или на праве землепользования, включая вторичное землепользование.
С 1 января 2026 года предприниматели, использующие СНР, будут обязаны подать уведомление о переходе на новый налоговый режим. Если же они этого не сделают, то будут автоматически переведены на общеустановленный режим (ОУР). Подать уведомление можно одним из трёх способов: на бумаге через налоговый орган, через специальное мобильное приложение или через портал eGov.
Новые правила: когда от дробления не уйти
Считается, что главной целью изменений по упрощенке была борьба с дроблением компаний.
Дробление – это схема, когда предприниматель искусственно делит свой бизнес на несколько ИП или юрлиц, чтобы не выйти за пределы допустимого порога по доходу. Как только лимит по упрощёнке превышен – о налоговых послаблениях можно забыть.
«Эти меры в новом Налоговом кодексе вводились с целью вовлечения малого и среднего бизнеса в официальный экономический оборот, с расчётом на то, что компании начнут платить НДС. Сегодня малый бизнес, работающий на упрощёнке, часто прибегает к дроблению: достигает порога по доходу и затем регистрирует новые ИП или ТОО, чтобы сохранить льготный режим, По новым правилам, несмотря на то что большинство видов бизнеса всё-таки сохранят доступ к упрощёнке, применять схему с дроблением им станет сложнее»,– говорит экономист, генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин.
Впрочем, на эту тему есть два мнения. С одной стороны, компаниям на ОУР сотрудничать с упрощёнкой станет экономически невыгодно. Потому что новый кодекс запретит относить к вычетам расходы по товарам и услугам, приобретённым у предпринимателей на специальных налоговых режимах. Говоря проще, тем кто на ОУР придётся платить налог в размере 20%.
К примеру, ИП сдаёт помещение в аренду за 900 тысяч тенге в месяц. Арендатор, компания на общеустановленном режиме, взять в зачёт расходы по аренде не сможет – им придётся дополнительно платить 180 тысяч тенге налога ежемесячно. Это делает сотрудничество с ИП на спецрежиме финансово невыгодным, а значит предприниматели будут вынуждены переходить на ОУР.
С другой стороны, предприниматели на упрощёнке, чтобы избежать этот неприятный момент, снова начнут дробиться. Просто для работы с компаниями на ОУР откроют собственную фирму, также зарегистрированную на этом режиме налогообложения. Такое мнение уже высказывают некоторые экономисты.
Про плюсы и про минусы
Минусов у налоговой реформы, по мнению предпринимателей, больше, чем плюсов.
Так, ИП на упрощёнке с годовым доходом более 135 000 МРП (около 530,8 млн тенге на 2025 год) будут обязаны вести полноценный бухгалтерский учёт. Это потребует расходов на бухгалтера или специализированное программное обеспечение.
Ещё один интересный момент изложен в пункте о доходах пункт 3 статьи 724 НК РК. Согласно этому положению, доходом по договору комиссии признаётся вся сумма, полученная от покупателя, а не только прибыль комиссионера. Например, если товар был закуплен за 700 тенге и продан за 800 тенге, то прибыль всего 100 тенге. Но по новому кодексу считается полная сумма – то есть, все 800 тенге.
С 2026 года все предприниматели на упрощёнке обязаны будут выписывать ЭСФ, за исключением физлиц, работающих в рознице. Сейчас это требование действует только по запросу от юрлиц и ИП. Как результат розничная торговля и услуги для населения смогут сохранить спецрежимы, а все остальные компании будут переведены на общеустановленный порядок, что может привести к росту цен.
Среди плюсов – увеличение лимитов дохода и отмена отчётности для самозанятых.
Как именно заработает новый Налоговый кодекс – станет ясно со временем. Пока же власти идут навстречу малому и микробизнесу. С начала года для них отменят проверки и камеральный контроль, откажутся от исков о признании сделок и регистраций недействительными. Пени и штрафы спишут (при условии погашения основного долга до 1 апреля 2026 года), а превысивших лимит по НДС предпринимателей освободят от штрафов.