7 марта 2025 года в аэропорту Алматы произошёл вопиющий случай: мужчина с ножом взял в заложницы сотрудницу воздушной гавани. Его удалось обезвредить, но этот инцидент поставил под вопрос систему безопасности крупнейшего аэропорта страны. Корреспондент CMN.KZ выяснила, как именно проходит проверка в казахстанских аэропортах, почему с 2010 года посетителей перестали досматривать при входе и кого сейчас не проверяют
После задержания нападавшего заместитель министра внутренних дел РК Санжар Адилов заявил, что власти передали функции безопасности аэропортов ещё 16 лет назад. Теперь он обещает пересмотреть принятые тогда поправки.
«В 2009 году произошли изменения. Если раньше транспортная полиция контролировала безопасность, то позже эту задачу передали службе авиационной безопасности аэропортов. Мы будем пересматривать многие законодательные поправки, принятые ранее. После расследования и проверки направим представление по статье 200 УПК «Представление по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона» и поставим вопрос о пересмотре действующих алгоритмов», — заявил Адилов.
Он также подчеркнул, что полицейские «отработали по алгоритму», поэтому оснований для их преследования нет. Однако отметил, что аэропорт остаётся стратегическим объектом, где находятся тысячи людей, и любые случаи с проносом оружия недопустимы.
Корреспондент CMN.KZ уточнила, как происходит проверка в аэропортах в Комитете гражданской авиации.
Досмотр при входе: в каких случаях аэропорт проверяет посещающих?
На вокзалах и в метро пассажиров и их сопровождающих проверяют всегда, но в аэропортах эта процедура зависит от обстоятельств. В Комитете гражданской авиации (КГА) пояснили, что досмотр на входе проводят только в трёх случаях:
- при объявлении уровня террористической опасности;
- при проведении важных общественно-политических мероприятий по указанию уполномоченной организации в сфере гражданской авиации;
- по решению межведомственной аэропортовой комиссии.
Исключение — аэропорт Актау. Здесь досмотр на входе действует постоянно. Как отметили в ведомстве, ускользнуть от этой процедуры невозможно.
«На сегодняшний день АО «Международный аэропорт Актау» решением межведомственной аэропортовой комиссии по авиационной безопасности на постоянной основе осуществляют досмотр всех лиц при входе в здание аэровокзала», — отметили в КГА.
На вопрос редакции о том, как проходит контроль на входе в аэропортах, где нет рамок и сканеров на первой линии, и о планах их установки в КГА ответили, что в каждом аэропорту Казахстана есть резервные технические средства досмотра.
Однако не уточнили, применяют ли их в других случаях, кроме упомянутых выше, и когда установят полноценные пункты проверки на всех входах.
Из-за высокопоставленных пассажиров? Почему в аэропортах страны нет первой линии досмотра
Что любопытно, раньше в аэропорту Алматы существовала первая линия досмотра, но её демонтировали в феврале 2010 года. Как рассказал экс-вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» Кобланды Тумышев в своём интервью газете «Время», рамки и сканеры убрали после того, как «некоторые высокопоставленные пассажиры начали возмущаться, что их досматривают по четыре раза».
«После этого с одобрения Комитета гражданской авиации Минтранскома руководство Международной Ассоциации Аэропортов (МАА) убрало две линии досмотра в аэропорту — на входе и фейс-контроль», — сказал Тумышев.
Позже металлоискатели и сканеры багажа на входе в алматинский аэропорт установили снова, это случилось 20 января 2011 года. Тогда установку позиционировали как подготовку к Азиаде. Однако как только игры закончились, устройства снова демонтировали и выяснилось, что мера была временной. Как отмечает издание, случилось это «всего через 17 дней после страшного теракта в московском аэропорту Домодедово».
Тогда руководство алматинской воздушной гавани объяснило демонтаж тем, что «спортивное мероприятие закончилось». Как заявил бывший в то время вице-президентом МАА по безопасности, Нурлан Жумасултанов, «в законе об авиации чётко сказано, какие субъекты подлежат предполетному досмотру».
«Это самолёт, экипаж, бортовые запасы, почта, груз и пассажиры. Пассажиром человек становится, только когда он прошёл регистрацию на рейс и получил посадочный талон — после этого его и будут досматривать. А ведь в терминал заходят, помимо пассажиров, и другие люди. Проверять всех у нас нет возможности — для этого нужно закупать дополнительное оборудование, набирать людей, кормить их, одевать. Эти затраты должны каким-то образом компенсироваться: мы не можем включить их в тарифы, поскольку у нас по закону нет права досматривать всех. На совещании в столице я сказал: чтобы был досмотр на входе в аэропорт, нужны поправки в законодательство», — рассказал он в ответ на вопрос журналиста «Времени» о демонтаже.
При этом Жумасултанов признал, что безопасность «дороже», однако попросил не сравнивать Казахстан с Россией, подчеркнув, что РК не находится в «такой зоне риска».
Надо отметить, что именно в то время в России повсеместно устанавливали первую линию досмотра в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
«Вот увидите, они к лету эти линии досмотра снимут. Потому что все затраты на их установку переложили на аэропорты. Те, в свою очередь, переложат их на авиакомпании, а перевозчики на пассажиров — и будет скандал!», — пообещал Жумасултанов.
Однако в России с 2011 года не отказались от дополнительного досмотра. А выводы о том, что Казахстану нечего опасаться, были очевидно преждевременными.
Что нельзя проносить в аэропорты, вокзалы и метро Казахстана?
Несмотря на отсутствие постоянной проверки при входе в аэропорт, есть широкий список предметов, которые нельзя проносить на объекты транспортной инфраструктуры. Ограничения действуют в зданиях железнодорожных и автовокзалов, аэропортах, на аэродромах, в метро Алматы, а также в Актауском морском торговом порту.
В ответ на запрос CMN.KZ в Комитете гражданской авиации сообщили, что этот список утвердили Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК № 213 от 18 апреля 2022 года.
Среди запрещённых предметов:
- Взрывчатые вещества и устройства — порох, гранаты, мины, динамит, детонаторы.
- Радиоактивные и наркотические вещества.
- Легковоспламеняющиеся жидкости — бензин, эфиры, метанол.
- Самовоспламеняющиеся вещества — натрий, калий, фосфор, нитроцеллюлоза.
- Яды и химикаты — цианиды, мышьяк, ртуть, кислоты.
- Биологически опасные материалы.
- Оружие — огнестрельное, метательное, пневматическое, электрошокеры.
- Холодное оружие — ножи, кастеты, кинжалы, сабли.
- Боеприпасы — патроны, снаряды, светошумовые и газовые заряды.
Однако уточняется, что проносить оружие и боеприпасы можно только при наличии соответствующих разрешений.
Кто отвечает за безопасность в аэропорту, и что происходит при обнаружении запрещённых предметов?
По данным КГА, за безопасность посетителей в аэропортах Казахстана отвечают Служба авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел. Они проводят патрулирование, наблюдают за пассажирами на входе, контролируют зоны камер хранения и помогают персоналу аэропорта разбираться с конфликтными ситуациями.
Если у посещающего аэропорт обнаружат оружие, боеприпасы или другие опасные предметы, сотрудники досмотра сразу вызывают полицию.
«Правоохранители изымают найденное, проводят необходимые проверки и решают, что делать дальше в соответствии с законодательством РК. Если у человека есть разрешение на хранение и ношение, предметы ему оставляют», — ответили в комитете.
Привилегированные: кого не проверяют на входе в аэропорты, вокзалы и метро Казахстана?
На объектах транспортной инфраструктуры Казахстана действует строгий досмотр, но есть категории лиц, которых эта процедура не касается. В том же приказе Министра индустрии и инфраструктурного развития № 213 от 18 апреля 2022 года указан список людей, освобождённых от проверки при входе.
К ним относятся:
- Президент, премьер-министр, председатели сената и мажилиса Парламента, государственный секретарь и руководитель Администрации президента.
- Главы судебной власти — председатели Конституционного совета, Верховного суда и Высшего судебного совета.
- Высшие должностные лица финансовой и силовой структуры — председатель Национального банка, Генеральный прокурор, глава КНБ, начальник Службы государственной охраны.
- Министры, заместители премьер-министра и управляющий делами президента.
- Главы и члены дипломатических миссий, а также их семьи.
Список довольно внушительный, особенно с учётом сопровождающих. Насколько это безопасно? Можно ли исключить человеческий фактор и риски, или всё же привилегии оправданы? Вопросы остаются открытыми.
Бывало всякое
Надо отметить, что случаев нарушения спокойствия в аэропортах РК в разные годы было достаточно. И здесь снова отличился Алматы. К примеру, 6 апреля 2022 года абсолютно обнажённый мужчина перелез через забор воздушной гавани и побежал в сторону взлётно-посадочной полосы. В сети нарушителя прозвали «Терминатором» из-за музыки из культового фильма, которую наложили на ролик с голым казахстанцем.
В СМИ сообщали со ссылкой на полицию на транспорте МВД РК, что в отношении дебошира составили три административных протокола: «Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения», «Мелкое хулиганство» и «Проход без надлежащего разрешения на территорию аэропорта».
При этом, что стало с казахстанским «Терминатором» и какое наказание он понёс, неизвестно. Однако после происшествия на забор аэропорта Алматы поставили проволоку.
В случае с захватом заложницы трагедии можно было избежать, если бы проверку проводили при входе в аэропорт. Вопросы к системе безопасности снова на повестке, но последуют ли за ними реальные изменения — покажет время. CMN.KZ будет следить за развитием событий.