В Казахстане растёт число машин, работающих на сжиженном газе, но вместе с этим увеличивается и дефицит этого топлива. Производство и поставки газа уже не успевают за спросом. Почему возникла эта проблема и какие решения предлагает министерство энергетики — в материале CMN.KZ

На улицах страны становится все больше автомобилей со знаком «GAS», поскольку этот вид топлива является доступным и экономичным для жителей. Но такую тенденцию нельзя назвать стихийной, так как перевод авто на газ наблюдается второе десятилетие. Правительство не смогло предусмотреть меры для обеспечения стабильных поставок: объемы производства сжиженного газа изначально не покрывали потребности и на 20%.

В министерстве энергетики такое явление связывают с низкой установленной предельной розничной ценой на сжиженный газ по сравнению с бензином марки АИ-92. В качестве решения регулятор предлагает повысить цены, а в будущем перейти на природный газ.

Дефицит есть всегда: как казахстанцы ощущают нехватку сжиженного газа?

В последние годы в Казахстане наблюдается значительный рост числа автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) или переходящих на этот вид топлива. Эта тенденция связана с низкой ценой на СНГ по сравнению с бензином.

Согласно данным Министерства внутренних дел, в 2023 году количество автотранспорта с газобалонным оборудованием составило 582 тысяч единиц. Это на 18% больше, чем в прошлом году. По сравнению с 2022 годом потребление сжиженного газа выросло на 400 тысяч тонн.

Но на сегодняшний день спрос сжиженного газа превышает объём производства. Из-за дефицита этого топлива жители регионов вынуждены сталкиваться с неудобствами: искать талоны для газа и стоять в очередях на заправках по несколько часов, занимать места куда надо с 5 утра.

Такое явление на АЗС Казахстана стало довольно регулярным. Периодичность возникновения таких проблем варьируется, но чаще всего они наблюдаются в конце каждого квартала. Это связано с тем, что министерство энергетики формирует план поставок СНГ на ежеквартальной основе, и, когда поставки исчерпываются, возникает дефицит. Это и приводит к очередям на газозаправочных станциях.

Особенно это заметно в зимний период и в моменты резкого увеличения спроса на топливо, когда производство и поставки не успевают за растущим спросом.

Последние случаи были в начале августа. В Жамбылской области жители штурмовали газозаправочные станции около недели. Автомобилисты с раннего утра занимали очереди.

«Уже сколько дней подряд мне приходится бросать детей и часов в пять утра ехать искать заправку, где очередь поменьше. Где-то до ста человек доходит, где-то меньше. Стоишь так часа два, привезут, заправляют, а потом бац и на тебе закончился», — рассказал корреспонденту редакции один из водителей, чья машина ездит на газе.

Месяцем ранее с трудностями добыть газ для заправки столкнулись жители Уральска.

«Едем из Алматы, нигде нет газа. Ни в Шымкенте, ни в Кызылорде. Хорошо, в Актобе немного осталось. Приехали в Уральск, здесь тоже нет! Как мы доедем? Как вообще жить? Если правительство не может это контролировать, то зачем занимают эти места. Сейчас выезжаем в Атырау, но и там газа нет. Нам надо заправить две машины, стоим ждём уже 2,5 часа», — рассказал изданию «Мой город» водитель Сергей Умитаев.

Фото CMN.KZ

Почему повышение цен на сжиженный газ — это выход?

В министерстве энергетики признают дефицит сжиженного газа. Как выход, можно было бы создать его стратегические запасы, которые можно использовать в период пикового спроса. Но в ответе на запрос корреспондента CMN.KZ в ведомстве указали, что в условиях дефицита это невозможно.

«В связи с высоким спросом и низким уровнем производства СНГ, весь производимый объём направляется на внутренний рынок. Создание стратегических запасов в условиях дефицита невозможно. Для обеспечения внутреннего рынка Министерством принят приказ по запрету на вывоз СНГ за пределы РК (кроме ТОО «Жаикмунай» и «Тенгизшевройл», которые имеют соглашения (контракт) о разделе продукции)», — говорится в ответе.

Решить проблему дефицита сжиженного газа можно, повысив его стоимость. Так получится достичь безубыточности производства газа на внутреннем рынке.

В Казахстане производство газа считается убыточным — цены на них сдерживает государство. Поэтому в стране одна из самых низких цен на газ во всем постсоветском регионе. 

Стоимость 1 литра сжиженного газа в Казахстане составляет от 54 до 86 тенге, что намного ниже стоимости его производства. Для сравнения, в России цена за литр газа составляет 132 тенге, в Азербайджане – 171 тенге, а в Таджикистане – 273 тенге. 

Практика показала, что если продолжать сдерживать цену на сжиженый газ, то заводы-производители будут терпеть убытки и потеряют интерес к производству, переключаясь на более рентабельную продукцию. Из-за этого можно не рассчитывать и на инвестиции в этой отрасли.

«Так, себестоимость производства СНГ варьируется от 60 до 70 тысяч тенге за тонну. Тогда как действующая предельная оптовая цена для заводов-производителей составляет 40 320 тенге за тонну. Таким образом, с каждой произведённой тонны газа заводы несут убытки в размере 20-30 тысяч тенге», — объясняют в минэнерго.

По прогнозам аналитиков, в 2024 году объёмы потребления на внутреннем рынке увеличатся ещё на 200 тысяч тонн и составят 2,4 миллионов тонн. При этом дефицит газа может составить 30-40%.

«Из года в год наблюдается резкий рост потребления СНГ. Только в прошлом году потребление в Казахстане выросло на 400 тысяч тонн, или на 28%, по сравнению с 2022 годом. Так, в 2023 году объёмы потребления СНГ составили 2,2 млн тонн (1,8 млн тонн в 2022 году)», — объясняют в министерстве.

Вернуться к бензину или перейти на природный газ: решения от Минэнерго

Для того, чтобы восполнить дефицит сжиженного газа на рынке, министерство энергетики сотрудничает с национальной компанией QazaqGaz и компанией «Тенгизшевройл».

«Для увеличения ресурсной базы по СНГ Министерством совместно с АО НК QazaqGaz ведутся работы по поставке СНГ с месторождения Кашаган. Также необходимо отметить, что между Министерством и ТОО «Тенгизшевройл» подписан меморандум о дополнительной поставке 10 тысяч тонн СНГ к ранее утверждённым объёмам», — говорится в ответе министерства.

Внутренний рынок обеспечивают 10 заводов из 11 работающих. В ответе на запрос редакции CMN.KZ говорится, что сейчас дефицит составляет 20%. При потребности внутреннего рынка в 480 тысяч тонн ежеквартально, поставляется только 390 тысяч тонн. 

Читайте также: Потребности растут: на сколько планируют увеличить добычу газа в стране

В качестве решения министр энергетики Алмасадам Саткалиев предлагал казахстанцам демонтировать газобалонное оборудование и перейти на другой вид топлива: бензин или дизель.

«Как альтернатива, я уже говорил, те люди, которые переоборудовали свои автомобили на газ, могут ездить либо на дизеле, либо на бензине. То есть произвести, например, демонтаж газового оборудования. С другой стороны, по использованию компримированного газа (вместо сжиженного нефтяного газа). Есть специальная программа правительства, уже в пилоте устанавливают соответствующее оборудование. В частности, QazaqGaz говорит о переходе, все транзитные автомобили уже используют именно это топливо», – сказал Саткалиев. 

Однако альтернатива с возвращением на бензин обойдется казахстанцам дороже. Бензиновые и дизельные двигатели потребляют больше дорогостоящего топлива на километр пробега по сравнению с газовыми, увеличивая ежедневные расходы, а также вредные выбросы в атмосферу. 

Но сейчас обсуждается ещё одно решение: в правительстве есть программа по переводу транспорта со сжиженного газа на другой, к примеру, природный.

Министерство утвердило Дорожную карту до 2027 года по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

«В рамках данной Дорожной карты планируется строительство 12 новых АГНКС по стране и обновление автобусных парков на 3 000 единиц, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Также следует отметить, что для реализации данной Дорожной карты Министерством в долгосрочном балансе газа РК выделены 500 млн кубических метров товарного газа для производства компримированного природного газа», — сообщают в министерстве.

В министерстве энергетики считают, что это поможет уменьшить нагрузку на текущие запасы сжиженного газа и улучшить доступность топлива для всех.

Также орган планирует увеличить выработку товарного газа с 22,5 млрд кубометров до 36,6 млрд. Для этого в Казахстане до 2030 года введут ещё четыре газоперерабатывающих завода. Два появятся на Кашаганском месторождении, по одному – на базе Карачаганакского месторождения и в Жанаозене.

В июле министр энергетики сообщил о подорожании цен на газ на  14,6%. О том, в каком регионе больше всего платят за газ читайте в обзоре CMN.KZ.

Читайте также:

О причинах дефицита сжиженного газа в регионах страны, рассказали в Минэнерго

Поделиться:

1 комментарий

  1. Pingback: В Шымкенте и Туркестанской области снова дефицит автогаза

Оставить комментарий

Exit mobile version