Как сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев на брифинге в Астане на минувшей неделе, розничные цены на сжиженный нефтяной газ начнут расти с начала февраля. Одновременно с этим подписали приказ об утверждении предельных цен на автогаз. Ожидается, что литр топлива подорожает сразу на 20 тенге. Это достаточно щадящее увеличении при учёте высокой себестоимости производства, сообщает CMN.KZ

К сожалению, цены на сжиженный нефтяной газ, несмотря на всю поддержку со стороны государства, были обречены на рост. Увеличение стоимости началось ещё в прошлом году, когда предельная оптовая цена автогаза, закупаемая у производителя, выросла с 40,3 тысяч тенге до 45,1 тысячи тенге. Тогда в разных регионах страны цены на АЗС по этому виду топлива увеличились на 5 – 8 тенге. Однако это вообще не решило проблемы производителей.

Главная из них: это убыточность производства автогаза в Казахстане. Остальные, как следствие, вытекают из первой проблемы. Так, чтобы произвести тонну сжиженного газа понадобится 60 – 70 тысяч тенге, а продают её на рынке за 45,1 тысячи тенге. В среднем убыток с каждой тонны топлива составляет 15 – 25 тысяч тенге.

Естественно, такое положение дел может привести только к одному – падению производства автогаза. Ведь, производя топливо в убыток, НПЗ не могут потратить деньги на расширение или плановое восстановление мощностей. А рынок потребления, тем временем, растёт ударными темпами, что требует постоянного наращивания объёмов.

Как выросло потребление автогаза?

  • В 2022 году потребление сжиженного автомобильного газа в Казахстане составляло 1,8 млн тонн;
  • В 2023 году оно выросло на 28% – 2,2 млн тонн в год;
  • В 2024 году – 2,4 млн тон, что на 200 тысяч тонн больше, чем годом ранее.

По данным МВД, за 11 месяцев прошлого года количество автомобилей с газовым двигателем достигло 661 тысяч единиц. Это на 12% больше, чем в 2023 году. Эксперты указывают, что парк автомобилей с газовым (ГБО) или «гибридным» оборудованием увеличивается с каждым днём. Водители с целью минимизировать расходы выбирают газ вместо бензина или солярки.

При этом объёмы производства сильно запаздывают. По данным министерства энергетики, в Казахстане сжиженный нефтяной газ на рынок поставляют 10 заводов. Их суммарная мощность производства составляет около двух млн тонн. И то это цифра аврального производства, когда в срочном порядке нужно решить вопрос. Плановый режим – всего 1,6 млн тонн.

Фото freepik.com

Дефицит сжиженного газа – это реальность

Приходится признать суровую реальность: в Казахстане существует дефицит автогаза. Перебивают его за счёт договорённостей правительства и крупных нефтяных игроков. Именно они поставляют дополнительные объёмы топлива. В том числе за счёт запрета на экспорт сжиженного газа. Поэтому АЗС и сами потребители редко сталкиваются с дефицитом этого вида топлива.

Однако эксперты бьют тревогу. Если рост потребления ежегодно будет составлять 200 тысяч тонн, то при сохранении прежних объёмов производства, дефицит на заправках станет привычным для казахстанских водителей.

Фото: Atyrau online

Теоретически справляться с такой проблемой можно за счёт соседей, что мы и делаем время от времени. Однако регулярность такой практики неминуемо приведёт к росту стоимости топлива. Никто не захочет продавать купленный в России за 132 тенге за литр газ по казахстанской внутренней цене (в зависимости от региона от 59 до 89 тенге за литр – Прим. ред.). Отметим, что в Азербайджане в пересчёте на нашу валюту этот вид топлива стоит 171 тенге, а в Таджикистане – 273 тенге за литр.

Другой выход – это наращивать внутреннее производство. Но и тут снова встаёт вопрос денег. Для увеличения мощностей нужна модернизация, которая стоит приличных инвестиционных вливаний. А при учёте убыточности производства газа и постоянных субсидий за счёт других нефтепродуктов, ни один инвестор не даст нужных сумм.

Развилка рынка сжиженного газа

В 2025 год казахстанский рынок автогаза встретил на развилке. И на каждом пути придётся повышать стоимость топлива. Только в первом случае – это будет плавно с надеждой на самостоятельное обеспечение рынка. А во втором резкое – за счёт закупок газа за границей.

Как итог, повышение этого топлива на 20 тенге не самый худший вариант из предложенных. Хуже будет, если заводы просто откажутся производить автогаз в нужных объёмах, чтобы уменьшить убыточность предприятий. Вот тогда ценовой скачок удивит не только автолюбителей, но и всех казахстанцев. В таком случае, стоимость сжиженного газа может оказаться даже выше российских 137 тенге за литр. Потому что топливо придётся не только покупать у соседей, но и транспортировать до АЗС.

Вряд ли такой прогноз событий обрадует автолюбителей, которые вкладывались в переоборудование машин дополнительные средства, чтобы экономить на топливе. Особенно если соседнее государство не сможет покрыть наш дефицит, и тогда цены на газ будут ещё выше. Или того хуже – его просто не будет на АЗС.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version