Из-за падения уровня воды в Тупкараганском заливе Каспийского моря на обмелевших участках стали видны остовы затонувших судов. Какая судьба ждёт кладбище кораблей и что планируют делать власти, сообщает CMN.kz со ссылкой на time.kz

Обмелевшее побережье не представляет опасности для морского транспорта, но является большой проблемой для государства. Вывезти обломки затонувших кораблей — огромная проблема.  Как заявляют власти, в любой момент может объявиться хозяин и предъявить свои права на судно. С другой стороны, найти владельцев тоже затруднительно, потому что в этом случае утилизация будет за их счет, а это очень затратное и неприбыльное занятие.

Фото: time.kz

Само кладбище существует уже более 40 лет. Руководитель некоммерческого объединения юридических лиц «Ассоциация предпринимателей морского транспорта» Куаныш Есетов подчеркивает, что сегодня каждое из затонувших судов имеет навигационный знак на пути следования действующих. Однако, он уверен, что их подъемом никто не станет заниматься — не выгодно.

«Другое дело, если море будет и дальше мелеть, то это может стать преградой для судоходства. У нас по пути следования есть один участок, так называемая седловина, по которой вскоре уже не смогут проходить наши суда. Вот это огромная проблема, которая решится только при дноуглубительных работах». 

По мнению Есетова, если владельца судна установили, то госорганы должны заставить его убрать корабль. Он отмечает, что недавно шла речь о создании института Каспийского моря, который возможно займется решением этой задачи. 

В регионе были случаи, когда государство участвовало в поднятии затонувших судов, так как они могли нанести огромный экологический ущерб. В разные годы на эти работы было выделено 305 млн и 39 млн тенге из областного бюджета.

Фото: time.kz

Обязательства и опасность

Юристы считают, что проблему с затонувшими кораблями власти могли решить еще несколько лет назад. По мнению адвоката Айбека Суюндукова меры для этого уже приняты законодательно:

«В марте 2021 года глава государства подписал закон «О ратификации Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года». Согласно ему, зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 тонн и более, плавающего под флагом государства-участника, должен для покрытия своей ответственности на основании конвенции осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение».

Также согласно конвенции, в случае опасности, которую может представлять судно, зарегистрированный собственник обязан «удалить» его за свой счет. На степень опасности влияют разные факторы от размеров судна до места его расположения.  Однако если собственник не установлен в течение года «в силу закона о торговом мореплавании» администрация порта имеет право на самостоятельное удаление судна.

«На данный момент все суда, заходящие в территориальные воды Казахстана, обязаны иметь на борту свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности на такие случаи», .

поясняет Суюндуков
Фото: time.kz

Решение есть

Принятое недавно постановление правительства об изменении границ Мангистауской области может помочь в решении многолетней проблемы с затонувшими кораблями. 

По словам руководителя регионального управления природных ресурсов и регулирования природопользования Асель Балманова, «границы изменились путем включения территории между границей области и исходной линией акватории Каспийского моря». И как только постановление вступит в силу, корабли возможно будет принять как бесхозные:

«Скорее всего, заниматься этим будут районные акиматы. Затем, согласно действующему законодательству, через суд будем признавать их бесхозными, проведем оценочные работы и выставим на аукцион. Это очень долгий процесс. В любом случае будет создаваться комиссия для решения этой проблемы». 

Балманова утверждает, что комиссия будет оценивать историческую ценность кораблей, а также подключит работников ЧСЭ, если среди затонувших судов обнаружат объекты времен Великой Отечественной войны. 

Фото: time.kz

В свою очередь археологи просят соблюдать особую осторожность в решении этой проблемы напоминая, что на дне Тупкараганского залива водолазы находили суда конца XIX — начала XX века.

Пока ведутся дискуссии о решении проблемы, к затонувшим судам стали организовывать нелегальные туры. Гиды не имеют на это разрешительных документов и не могут гарантировать безопасность туристов.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version