Ранее министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев сообщил, что кафе и ресторанам запретят взимать принудительные чаевые – процент за обслуживание и депозиты с их гостей-клиентов. Корреспондент CMN.KZ прошёлся по центру Алматы, где находятся много точек общепита, и спросил у участников этого рынка, что они об этом думают. Также эксперт прокомментировал вероятные последствия от инициативы

В чеках большинства заведений к стоимости заказа добавляют процент за обслуживание, размер которого они устанавливают на свое усмотрение. Обычно – это 10%. Но установленную плату не стоит путать с чаевыми, которые некоторые посетители дают официантам добровольно. При этом в кафе и ресторане предоставление услуг официанта потребителям – обязательное условие, но только, если потребителя заранее уведомили об этом.

Ориентировочно с октября обязательный атрибут в чеке находиться не будет. Министр торговли заявил, что, если услуги потребителям предоставляются и в них уже «заложено» обслуживание, то никаких дополнительных поборов быть не должно. Впрочем, часть бизнеса новые изменения не поддерживает. Что от этого ожидать?

«Обычно 10% включены в счёт, чтобы гарантировать дополнительный доход для персонала, который обслуживает клиентов. Мы, после принятия инициативы, скорее всего, просто повысим оклад официантам…», – рассказал администратор одного из популярных кафе в Алматы.  

Гости этого же заведения говорят, что готовы скидывать деньги официантам за их обслуживание. Однако отмечают, что это будет идти в обход налогов, кассы, в отличии от установленных 10%. При этом решение по запрету депозитов гости полностью поддерживают.

Фото: CMN.KZ

В другом кафе администрация заявила, что изначально не включала в чек обслуживание – зарплата их официантов фиксированная, а всё, что захотят оставить гости – это их дело.

Анонимно один из официантов ресторана по улице Абая объяснил, что эти 10% в счёте не всегда идут конкретным официантам. В некоторых общепитах средства распределяют между всеми сотрудниками, участвующими в обслуживании, поварами, уборщиками, барменам.

Другие владельцы кафе говорят, что в стране просто нет культуры чаевых. И если не будет этих обязательных 10%, то официант останется просто на окладе, что негативно скажется на его заработке.

При этом бизнес сетует на то, что и так отдаёт более 25% прибыли со счёта государству в виде налогов. А ещё один из администраторов уверена, что из-за решения министра, вероятно, пройдут митинги или пикенты.

Фото: CMN.KZ

Профсоюз против

Представитель профсоюза по защите работников общепита Зульфия Юсупова уверяет, что министр поднял резонансный вопрос.

«Мы говорим о 10%, которые начисляются к счёту. Чаевые же – это не та формулировка, это благодарность, жест доброй воли за обслуживание. В законе сказано, что покупатель соглашается публичную оферту, садясь за столик. Другой же вопрос – насколько официанты будут обездолены теперь? Сама когда-то работала на этой позиции. И эти 10% никогда небыли проблемой – они были «вшиты» в счёт с 90-х годов. Более того, мы знаем, что в курортных зонах ещё с 70-х была ставка за обслуживание. Это корни не вчерашнего дня», – сказала общественник.

Как правило, продолжила специалист, с этих 10% официант получает не все деньги. Более того, официанты редко «сидят» на зарплатах. Даже если и есть фиксированный оклад, то он минимальный.

«Что может сделать предприниматель, когда введут запрет? Скорее всего, поднять цены в меню. Но зарплаты официантам и не повысить. Сейчас в меню салат оливье, допустим, покупали по 1500 тенге, тогда уже завтра за он будет стоить 1650 тенге. Если собственник кафе сможет выделить зарплату для официанта и не обижать клиентскую базу, тогда цены останутся, но это маловероятно», – сказала Зульфия Юсупова.

При этом специалист отметила, что в сознании казахстанского гражданина обслуживание уже звучит как «дать на чай». Однако, по её словам, то, что не доходит до кассы, через налоговую не проходит. Это и была мотивация министра? Нет, считает представитель профсоюза. Всё из-за поднятого давно вопроса со стороны граждан, возмущавшихся десятью процентами – «много хайпа было от блогеров. Но это палка о двух концах, вот увидите».

В последнее время казахстанцы, действительно, часто поднимали тему оплаты за обслуживание в кафе и ресторанах. В соцсетях появлялись публикации, в которых люди отказываются платить эти проценты, устраивая настоящие скандалы. Что же теперь будет с бизнесом и как он отреагирует на запрет от государства, пока неясно. CMN.KZ следит за развитием событий.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version