В феврале в основной капитал пассажирского железнодорожного транспорта Астаны инвестировали 30,8 млрд тенге. Это значительно больше среднемесячных трат за почти год, сообщает CMN.kz со ссылкой на DATA HUB
В целом такого размера инвестиции в пассажирский железнодорожный транспорт столицы не наблюдалось с начала 2018 года. Нынешний всплеск аналитики объясняют строительством LRT. Напомним, завершить проект планируют в 2026 году.
Однако такие вливания бюджетных средств вызвали вопросы. Планы по инвестициям на 2024 год предусматривали траты в размере 45 миллиардов тенге на всё строительство LRT. Это значит, по факту уже использовали порядка 70% от этой суммы, что выглядит маловероятным для текущего этапа работ, отметили специалисты.
«Не исключено, что всплеск связан с нюансами ведения статистического учета. Если это так, то февральский показатель учитывает инвестиции за более ранние периоды»,
пишут аналитики.
Что собой представляет проект LRT
Впервые об LRT заговорили в 2005 году. Акимат столицы, реализуя распоряжение президента Нурлсултана Назарбаева о реформах транспортной системы Астаны, разработал план развития города. Туда решили включить ЛРТ и БРТ – автобусы скоростного сообщения.
Первый этап (всего их должно было быть три) строительства линии начался в 2011 году и, согласно плану, должен был завершиться к 2020.
Изначально проект LRT в Астане мог состоять из 18 станций и депо в столичном аэропорту. Он должен был включать 19 единиц состава. Но после каждой проблемы с реализацией их сокращали и уменьшали. Сначала его должны были протянуть на 61,1 км. Но потом число урезали до 41,8, а перед EXPO в 2017 году – до 22,4 км.
Будучи градоначальником столицы Алтай Кульгинов заявил, что LRT все-таки будут достраивать. Он тогда сказал, что проект «оптимизировали». Из 18 станций останется всего восемь, а из 19 подвижных составов — только пять.
Напомним, Назарбаев даже закладывал капсулу в честь начала строительства LRT. Тогда и появились знаменитые астанинские столбы, которые в народе назвали памятником казахстанской коррупции.
Ещё на первом этапе строительства власти поняли, что проект слишком дорогой. Французская компания, которую выбрали для строительства LRT, называла сумму в размере 2,3 миллиарда евро минимум и это только за первый этап работы.
В 2020 году начался суд по делу о коррупции при строительстве LRT. Следствие решило, что подозреваемые намеренно завышали стоимость работ и обналичивали украденные деньги через лжепредприятия. На скамью подсудимых попали семь человек. Два главных организатора — бывший заместитель акима Астаны Канат Султанбеков и бывший глава «Астана LRT» Талгат Ардан — объявлены в международный розыск.
Прокурор запросил от семи до 11 лет лишения свободы для всех подозреваемых. Однако суд еще продолжается.
В целом история LRT пока не закончена. Власти столицы решили достроить этот проект, несмотря на годы безуспешных попыток.
Читайте также: