В Высшей аудиторской палате подвели итоги аудита господдержки обрабатывающей промышленности, передаёт CMN.KZ со ссылкой на пресс службу ВАП РК

Аудит выявил факты длительного доведения льготных средств до конечных получателей, что может негативно влиять на общую эффективность мер господдержки. Причем это касается даже средств из резерва правительства, предусмотренных на неотложные мероприятия.

Председатель ВАП РК Алихан Смаилов подчеркнул, что льготное финансирование проектов должно осуществляться в разы быстрее за счёт качественной подготовительной работы.

«Вам деньги из бюджета выделяются, чтобы активно инвестировать в экономику и тем самым расширять налогооблагаемую базу, создавать новые рабочие места, поддерживать ее. Но вот вы на деньгах сидите, хотя должны оперативно их распределять. Получается, запрашиваете какие-то суммы у государства и замораживаете их на депозитных счетах, в то время как эти средства могли бы работать в рамках бюджета – на других важных инфраструктурных проектах»,— сказал он, обращаясь к руководству квазигоскомпаний на заседании.

Также в ходе проверки установили параллельную реализацию АО «БРК» схожих по целевой направленности программ финансирования экспортёров с различными предельными ставками вознаграждения. Это создает риски предоставления более дешёвых кредитов определённым заемщикам, что подрывает основы равноправного доступа к таким мерам. Так, для отдельных заемщиков АО «БРК» по своему усмотрению применяло ставки кредитования ниже установленного предела на 1-2,5%.

«Половина всего кредитного, лизингового и инвестиционного портфелей АО «БРК» за пять лет приходится на данные привилегированные группы, что продолжает делать его, по сути, «личным банком для избранного круга лиц». Такой подход подрывает принципы равного доступа к льготным средствам и их справедливого распределения»,— отметили в аудиторской палате.

Вместе с тем госаудит выявил, что встречные обязательства по экспорту продукции не всегда стимулируют заёмщиков увеличивать его. Это касается случаев, когда существующие показатели экспорта уже соответствуют кредитному соглашению.

Кроме того, при оценке экспорта учитываются валовые поступления от внешнеэкономической деятельности по всем продуктам, связанным с деятельностью компании. Тогда как мера господдержки предоставляется для расширения объёмов экспорта определенного вида продукта, под который открыто финансирование. Таким образом, складывается ситуация, когда заявленный товар, ради которого оказывается поддержка, фактически можно не выпускать.

«Встречные обязательства по экспорту вы ставите настолько комфортные, что у заемщиков нет никакой мотивации увеличивать его. Как результат, доля экспорта предприятий, которые вы поддерживаете, упала в общем объеме экспорта с 2020 года в два раза – с 9,1 до 4,5%. Хотя миссия «БРК» как одного из крупных наших институтов развития заключается в продвижении экспортного потенциала обрабатывающей промышленности», — сказал Алихан Смаилов.

Всего госаудитом было охвачено свыше 439 млрд тенге. В результате установлены:

  • финансовые нарушения на 1,2 млрд тенге;
  • неэффективное планирование и использование средств на 25,9 млрд тенге;
  • выявлено 64 процедурных нарушения и 9 системных недостатков;
  • упущенная выгода и экономические потери, согласно расчетам, составили 15,8 млн тенге.
Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version