Контроль за качеством строительства в Казахстане и другие острые вопросы сферы затронул на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев. О том, что нужно для решения проблем, озвученных главой государства, корреспондент CMN.kz  узнал у председателя комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен» Ирины Манжановой.

Говоря о вопросах получения проектно-сметной документации (ПСД), которые обсуждались на заседании, эксперт подчеркнула, что президент говорил именно об иностранных инвесторах. Они, по словам главы государства, “теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов”.

«Так уж сложилось, что за пределами стран СНГ действуют иные методы регулирования ответственности за проектирование объектов — западные государства не применяют практики проверки ПСД государственной экспертизой. Там существует такое понятие, как полная и индивидуальная ответственность архитектора. Кто создал проект, тот за него и отвечает полностью, в том числе и при обнаружении ошибок»,

поясняет Манжанова.

По её словам, она не сталкивалась на практике с быстрым прохождением экспертизы ПСД. Утверждает, что более 99% профессионалов скажут, что они таже не встречались с таким, а прочие случаи ускоренной экспертизы документов, “вписываются в 1% исключений из правил”.

«Вероятно, они носят характер «услуги за услугу». Тот самый момент коррупционного воздействия сил, когда рука руку моет. Однако, если говорить о заморозке строительства или аннулировании строительной лицензии, то они никак не связаны с прохождением ПСД экспертизы или со скоростью её проведения»,

заверяет эксперт.

Она отметила, что существует не так много причин, которые могут послужить основанием для лишения подрядчика лицензии и все они прописаны в действующем законодательстве.

Манжанова отмечает, что проблемы строительной индустрии в Казахстане — прямое следствие поспешно принятых законов, устаревших методов правового регулирования, отсутствия порядка в законодательстве, бюрократических проволочек и “попустительского отношения к коррупционным действиям некоторых чиновников”:

«Оценить результативность борьбы с этими проблемами достаточно сложно. Хотя бы в силу того, что время не стоит на месте и экономическая ситуация в стране тоже. От здоровья рынка зависит не только качественный прирост малых и средних предприятий, а также скорость и адаптивность существующей системы регулирования этого рынка в целом. То есть, чтобы система работала хорошо, скорость принятия отработанных инновационных норм должна соответствовать скорости изменения требований рынка». 

Эксперт считает, что даже если рынок требует регулирования долевого строительства прямо здесь и сейчас, то бюрократическая машина, к сожалению, позволит принять соответствующие изменения лишь в течение года — двух. Быстрее это происходит только в случае вмешательства лоббирующих сил:

«Низкая эффективность борьбы с проблемами полностью лежит на крайнем сопротивлении государственного аппарата навстречу переменам», — резюмирует она.  

Манжанова отмечает, что отчёты пишутся и говорится об инновациях, а по факту происходит только освоение бюджета и презентуются красивые слайды:

«В результате мы имеем кучу недостроенных объектов, гору бесполезных нормативных ограничений и полное отсутствие ответственности бюрократической машины, при этом наделённой полномочиями вмешиваться в каждый этап строительного процесса. Происходят ли изменения? Да, происходят, и позитивные. Это плюс. Но есть один огромный минус — изменения эти слишком медленные для такого быстрого рынка, как строительство». 

Стоит напомнить, что среди острых тем, которые глава государства озвучил в своем выступлении, были названы вопросы долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ. Президент заявил, что ждет от правительства «конкретных результатов в данном направлении» до конца года.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version