Уже несколько лет ведутся переговоры о сокращении пути между Алматы и Иссык-Кулем. Естественно, для строительства новой дороги нужны большие вложения. Пока ведётся технико-экономическое обоснование, стоимость проекта остаётся неизвестной. Корреспондент CMN.KZ решил узнать, какие плюсы видят от проекта в правительстве

Сейчас дорога, соединяющая два государства занимает 485 км. Она проходит по таким населённым пунктам, как «Алматы – Отар – Кордай – Бишкек – Чолпон-Ата». Чтобы сократить время в дороге, правительства Казахстана и Кыргызстана рассматривают строительство альтернативного маршрута: «Алматы – Узынагаш – Кечи-Кемин». Предварительная протяжённость дороги составит всего 70-80 км, из них на территорию Кыргызстана придётся шесть километров.

«В целях изучения экономической выгоды проекта Азиатским банком развития, на основании выделенного гранта, разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое будет содержать основные параметры проекта – категория, протяженность, детальная трасса, финансовые показатели и модель проекта, расчёты перспективной интенсивности трафика и приемлемый тариф«, – ответили в министерстве транспорта в ответ на запрос CMN.KZ.

По итогам разработки ТЭО начнут отрабатывать юридические вопросы взаимодействия двух стран в случае реализации проекта через государственно-частное партнёрство (ГЧП).

Скриншот проекта новой дороги за 2023 год

В июне 2023 года на Евразийском конгрессе – 2023 экс-председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Самат Сагындыков назвал примерную стоимость проекта. Ориентировочные затраты составили бы более 160 млн долларов. При прокладке туннеля стоимость могла вырасти до 600 млн долларов. С тех пор прошло почти два года, следовательно, и цена реализации проекта выросла.

Конкуренция и привлечение туристов: какие плюсы от новой дороги?

В Минтуризма считают, что строительство автодороги Алматы – Иссык-Куль несёт для Казахстана весьма радужные перспективы.

«Новая дорога обеспечит более быстрый и безопасный доступ между Алматы и Иссык-Кулем. Это существенно сократит время в пути и сделает путешествия более комфортными для местных жителей и туристов. С учётом того, что Иссык-Куль является одним из самых популярных курортных регионов в Центральной Азии, улучшение транспортной инфраструктуры привлечёт больше туристов как из Казахстана, так и из других стран», – уточнили в Комитете индустрии туризма на запрос CMN.KZ.

Никакого негативного воздействия

В Минтуризма также ожидают развития и смежных отраслей – гостиничного бизнеса, сферы услуг, ресторанов и кафе. Не стоит забывать и о рабочих местах на период строительства и последующего обслуживания дорог. В целом это усилит стратегическую роль Казахстана как транзитной страны, соединяющей различные регионы Азии.

«Новая дорога не окажет негативного воздействия на туристический бизнес Казахстана, а наоборот, окажет положительное влияние. С улучшением дороги, поток туристов на Иссык-Куль будет расти, что поспособствует росту спроса на туристические услуги как в регионе Иссык-Куля, так и в Алматы. Это может быть полезно для всех сторон, так как стимулирует местных предпринимателей улучшать качество своих услуг. Например, конкуренция между отелями и ресторанами может привести к улучшению инфраструктуры и сервисов в нашей стране», – отметили в Минтуризма.

В Комитете индустрии туризма отмечают, что конкуренция с Иссык-Кулем подстегнёт развитие местного туризма Казахстана.

«Курорты, расположенные на территории нашей страны, будут стремиться улучшать свои услуги (гостиницы, экотуризм и культурные мероприятия), чтобы привлекать больше людей. Акиматы и бизнес будут инвестировать в развитие новых туристических объектов, улучшение качества дорог, создание новых маршрутов и экскурсий».

Наличие хорошей дороги из Алматы в Иссык-Куль и другие регионы Казахстана привлечёт туристов из соседней России, Узбекистана и Кыргызстана, а также из более удалённых стран.

Фото Марии Горбоконенко

В министерстве финансов на запрос редакции сообщили, что в республиканском бюджете на 2025 – 2027 годы просто не предусмотрели деньги на этот проект в рамках расходов минтранспорта. Следовательно, либо в ближайшие три года проект будут реализовывать за счёт частных инвестиций, либо его отложат на неопределённый срок.

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version