В Алматы прошла пресс-конференция, посвящённая реформированию системы муфтията. На ней выступил кандидат на пост Верховного муфтия РК Жанарбек Мамбар. Он представил свои инициативы по реформам, которые планирует внедрить в случае победы на выборах. Во время мероприятия он также ответил на вопросы журналиста CMN.KZ о приватизации карагандинской мечети и непрохождении аттестации на протяжении 20 лет

Провозглашённый хозяин карагандинской мечети: что известно о кандидате?

Жанарбек Мамбар — главный имам мечети имени Акыт Кажы в Караганде. Он называет себя первым кандидатом из муфтията, который осмелился выдвинуть свою кандидатуру и выступить против системы Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).
Мамбар утверждает, что после того, как он заявил о своём намерении участвовать в выборах, в его адрес началось давление со стороны муфтията РК.

Давление заключалось в том, что у имама хотели отобрать мечеть Акыт Кажы, находящуюся якобы в его собственности.

Фото: Egov.kz

Хотя по документам мечеть принадлежит Духовному управлению мусульман Казахстана, а Жанарбек Мамбар в ней числится руководителем.

«Мечеть полностью принадлежит ДУМК РК, а меня в 19 лет назначили главным имамом», — пояснил он на пресс-конференции.

При этом местные СМИ опубликовали письмо от главного имама Карагандинской области Естая Абдигали, который требует у Мамбара вернуть мечеть на баланс ДУМК.

Фото из сайта democrat.kz

Также в Казнете появилась информация, что Мамбар пытается продать представителям ДУМКа и мечеть Акыт Кажы за 150 млн тенге

«Это всё ложь и провокация. Я не пытался продать мечеть, таких слов с моей стороны не было. Мой дом находится на том же участке. Я прошёл через все инстанции. Я был на приёме у Верховного муфтия Наурызбая Утпенова и имама Естая Абдигали, но мы не смогли прийти к согласию», — ответил он на вопрос CMN.KZ.

Не магистр, не доктор и не аттестован: какова квалификация Жанарбека Мамбара?

Ранее на пресс-конференции о необходимости реформирования системы муфтията, спикеры Ораз Алимбеков и Турарбек Кусаинулы заявили, что уровень образования некоторых руководителей управления не соответствует критериям религиозных должностей, изложенным в Уставе ДУМК. В пример Кусаинулы привёл Верховного муфтия Наурызбая Утпенова.

«Я отправлял запрос в Исламский институт имени «Имама аль-Бухари», в Узбекистане, чтобы узнать закончил ли этот вуз Утпенов. Но мне не ответили, такая же ситуация в Минобразования», — заявил спикер.

Болат Бопай, Жанарбек Мамбар, Ораз Алимбеков, Турарбек Кусаинулы (Слева напрво) / Фото CMN.KZ

Журналист CMN.KZ спросила у кандитата на пост Верховного муфтия РК Жанарбека Мамбара, есть ли у него степени магистра, и когда он в последний раз повышал квалификацию. Оказалось, что Мамбар не проходил аттестацию с начала 2000-х годов, более 20 лет.

«Я вперые прошёл аттестацию в 1996 года и проходил до начала 2000-х. Однако позже меня перестали допускать даже на собрания, не говоря уже об аттестации (речь идёт о ДУМК – прим. ред.). Это произошло из-за того, что я часто поднимал вопросы о недовольствах среди имамов. Наши позиции с руководством разнились, и меня никто не звал сдавать аттестацию. Я даже приходил к Верховному муфтий с этим вопросом. Мне отвечали, что причина в том, что я не отдаю мечеть Акыт Кажы», — ответил он.

Кандидат на пост Верховного муфтий окончил Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова, а религиозное образование получил в медресе Муратбека Кажы.

«Степеней у меня нет. Я считаю, что для того, чтобы быть муфтием нужно иметь чистое сердце и быть хорошим менеджером», — добавил Мамбар.

CMN.KZ направит официальный запрос в ДУМК РК, чтобы узнать, может ли имам без аттестаций выдвигаться в кандидаты на пост Верховного муфтия.

Какие реформы предлагает имам Жанарбек Мамбар?

Имам Жанарбек Мамбар представил ряд реформ для улучшения работы муфтията. Первым делом он предложил переименовать управление в «Традиционное религиозное управление мусульман Казахстана» и подчинить его Министерству юстиции. А финансовые вопросы на контрактной основе решать с отделом экономики и финансов. По его мнению, это исключит коррупцию в сфере религии.

«Никто из служителей, включая Верховного муфтия и рядовых имамов, не сможет вмешиваться в финансовые дела. Все ящики для фитр-садака в мечетях будут удалены. Мы исключим правило о 30% обязательных взносов в муфтият от мечетей страны. Цены в столовых областных и городских мечетей будут снижены на 50%», — отметил он.

Также Мамбар считает, что курултай Духовного управления не выполняет своих функций в части проведения прозрачных выборов Верховного муфтия и призвал внести изменения в состав курултая.

«Необходимо включить представителей мусульманской общины из всех регионов Казахстана, при этом доля имамов в новом составе не должна превышать 40%. Также важно создать президиум, состоящий из имамов из разных регионов. В муфтияте насчитывается 28 административных подразделений, что требует оптимизации. Например, ДУМК может оставить один сайт вместо газет, журналов и ТВ-канала. Также целесообразно сократить управление религии и аппараты главных имамов на 70%», — отметил он.

Имам считает, что Верховный муфтий должен назначать главных имамов областей только с согласия президиума. Городских и сельских имамов, по его мнению, должны избирать местные жители в сотрудничестве с главным областным имамом.

«Также предлагаю ввести пункт о том, что Верховный муфтий может избираться только один раз на срок пять лет. На выборах кандидатов на пост Верховного муфтия должно быть не менее трех участников, а выборы с единственным кандидатом будут считаться нелегитимными».

Мамбар также предложил отменить фетвы, вызывающие раскол в контексте прав детей и женщин, а также те, что противоречат казахским традициям.

«Религиозная пропаганда, осуществляемая проповедниками в социальных сетях, должна быть лицензирована. Комитет по делам религии будет следить за этим. Только имамы и проповедники с лицензией смогут заниматься просветительской деятельностью», — резюмировал он.

Ранее CMN.KZ писала о том, что религиозная община Казахстана выразила недовольство монополией, которой обладает ДУМК. О том, почему политика управление вызывает недовольство у религиозной общины и какие нарушения они видят в его деятельности — читайте в предыдущем материале CMN.KZ.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version