Ранее на круглом столе в Алматы чиновники и разработчик проекта рассказали, что ожидать пассажирам от строительства линии BRT вдоль проспекта Райымбек Батыра. Уже после мероприятия корреспонденту CMN.KZ удалось собрать мнение разбирающихся в вопросе представителей экспертного сообщества
По официальным данным, в городе зарегистрировано более 600 тысяч автомобилей. Также около 400 тысяч машин ежедневно въезжают из области. Очень высока доля поездок на личном автотранспорте – 68%. Чтобы избежать транспортного коллапса, в Алматы в 2024 году в Алматы планируют приступить к запуску проекта BRT (скоростные автобусные линии).
Для реализации выбрали одну из наиболее протяженных городских магистралей – проспект Райымбека, по которому проходят 88 маршрутов — 1295 автобусов. Это физически выделенная полоса для автобусов, имеющая также остановочные платформы, светофоры с приоритетом движения для автобусов и троллейбусов.
Вместе они сформируют единую систему или сеть удобного и быстрого перемещения пассажиров по городу. По замыслу это должно работать по принципу метро: с чётким расписанием, короткими интервалами, высокой скоростью передвижения.
Архитектор-урбанист Владислав Филатов считает, до реализации проекта BRT было видно, что проспект Райымбека не в полной мере исполняет свою изначальную транспортную роль.
«Трафик сужается и поэтому куда правильнее было делать автомобильные полосы меньше. Большая ширина дороги делалась просто так: почему бы не добавить дополнительное озеленение, велодорожку? Есть модель NACTO — это приземлённая модель для подсчётов реальной провозной способности улиц. Согласно ней, наиболее неэффективным способом передвижения остается личный автомобиль – от 600 до 1600 человек в час на полосу. Но обычный автобус даёт до пяти тысяч, говоря о BRT – это до 16 тысяч.
В целом, всё понравилось, всем давали своё слово. Все ошибки прошлого учли. Здесь рассмотрели всё вплоть до дизайн-кода. Выравниваются фасады, прокачивается бизнес в городе. Ведь мало пользоваться транспортом, надо ещё до него дойти. Чтобы не говорили автомобилисты, они от этого также выигрывают – им же свободнее будет».
Вклад проекта, по его словам, повлияет положительно на весь город и сверху, и снизу.
Учли прошлую критику и ошибки
Экс-депутат маслихата Алматы от Народной партии Казахстана Назерке Мундаханова:
«BRT – это направление на человека в первую очередь, на развитие общественного транспорта. Поэтому автомобили – это другая история и правила. И если мы хотим создать все условия для человека, считаю, что проект получился. Особенно, если его реализуют в том виде, который сейчас нам представили».
При этом эксперт отметила, что для водителей автобусов сейчас нет необходимых условий на остановках – туалеты, магазины. Её заверили, что на транспортно-пересадочных узлах всё будет.
Президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов лаконично описал сложившуюся ситуацию. Он также отметил необходимые для города решения и рассказал, почему предложил чиновникам не торопиться со строительством.
Специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов предложил оптимизировать проект.
«Проспект Райымбека – одна из ключевых артерий города практически с момента его основания. К тому же вдоль него расположены крупные центры притяжения. При этом есть отрезок, где допускается движение частного автотранспорта в определённое время. Думаю, надо это убрать уже в этом году и заранее обеспечивать приоритет для общественного транспорта. При этом установить по линии и в прилегающих районах станции велопроката. Предложил также разработчикам использовать больше модульных конструкций из бетона. Это безопасно, они проще в монтаже и скорость строительных работ увеличится в разы».
По его словам, опыт внедрения BRT на участке Мустафина — Сулейменова — Жандосова — Тимирязева показал, что меньше чем за год после запуска коридора пассажиропоток на маршрутах может вырасти почти на 40%. Он также добавил, что в проекте особое внимание уделили остановочным комплексам и в целом окружающей инфраструктуре.
Что говорят в акимате Алматы
В ответ на запрос редакции о развитии линии BRT по проспекту Райымбека в акимате сообщили, что планируют начать строительство первого участка в четвёртом квартале 2024 года и завершить в два этапа: от улицы Пушкина до улицы Сейфуллина и от улицы Сейфуллина до улицы Ахрименко. Второй этап будет построен в 2025-2026 годах. Поэтапное строительство делается для того, чтобы не парализовать движение.
Отмечается, что движение по проспекту во время строительства линии будут перекрывать частично. Связано это с необходимостью поддерживать транспортные потоки. А также избегать крупных задержек и минимизировать влияние на местное население.
«Сейчас движение по проспекту четырёхполосное, отдельно спец полоса для ОТ. Что даёт возможность организовать одностороннее движение. Можно сохранить движение в одном направлении, при этом проводя работы в оставшейся части дороги. Основные работы, возможно, будут проводиться в ночное время», – говорится в ответе.
По данным городской администрации, они должны принимать меры по ограничению и ужесточению пользования личным автомобилем. В акимате опасаются, что если ничего не менять, то город встанет в одну огромную пробку.
Мы также спросили о гарантии качества при строительстве BRT.
«Конструкция дорожной одежды запроектирована капитального типа на осевую нагрузку А2 — 13 тонн на ось, верхний слой покрытия предусмотрен из щебеночно-мастичного асфальтобетона», – говорится в сообщении акимата.
Проект BRT, исходя из ответа ведомства, принесёт городу и его жителям следующие преимущества:
- увеличение числа пользователей ОТ и повышение его привлекательности;
- снижение объёма личного транспорта, уменьшение загруженности дорог и уровня вредных выбросов;
- улучшение экологической ситуации за счёт посадки новых деревьев и замены автобусов на электробусы;
- увеличение количества скоростных маршрутов и эффективности транспортной системы;
- повышение качества жизни жителей Алматы за счёт улучшения городской мобильности и уменьшения транспортных заторов.
Напомним, теперь стоимость проезда в ОТ составляет 120 тенге при безналичной оплате.
Читайте также: Новые станции метро и БРТ: как будет развиваться транспортная система в Алматы