Выступление Касым-Жомарта Токаева на апрельской юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана до сих пор широко обсуждается в обществе. Причем не только в Казахстане, но и в России. Политолог Андрей Выползов разобрал выступление президента и сделал определенные выводы.
Речь нашего президента политолог считает абсолютно программной, в которой выкристаллизовалось токаевское видение не только принципов государственной политики крупнейшей в Центральной Азии страны, но и разрешения стержневых геополитических вызовов в мире. И главный кристалл, по мнению эксперта Российско-Казахстанского пресс-центра, идея единства.
«В нынешней нестабильной мировой ситуации идея единства приобретает чрезвычайно важное значение», — сказал на заседании ассамблеи президент, добавив: «Нашему мировоззрению абсолютно чужды идеологические распри».
За такими отточенными фразами многое стоит. Если окинуть взглядом последние шесть лет, как Касым-Жомарт Токаев возглавил Казахстан, то чётко прослеживается динамика реформ — сначала политических, затем экономических и вот теперь — мировоззренческих. Перед нами реальное государственное строительство — последовательное и грамотное, главным камертоном для которого является идея Справедливого Казахстана, — считает политолог.
По его мнению, аллегория со строительством более чем уместна, поскольку для казахов самое дорогое сокровище — это отчий дом. Казахи говорят: «Отанды сүю — от басынан басталады» («Любовь к Родине у семейного очага зарождается»).
Заслуга Токаева в том, что священное понятие дома (личного) он отождествил с домом-Родиной и убедил в этом людей. Поэтому, кстати, общереспубликанскую президентскую инициативу «Чистый Казахстан» необходимо рассматривать не как чисто экологическую акцию, а как именно мировоззренческую. И «Чистый Казахстан», на мой взгляд, — это стремление привить казахстанской молодёжи чувство единения, спаянности себя со страной, и тогда уж точно не станешь, как дипломатично высказался Токаев, «чернить репутацию Казахстана», -пишет Выползов.
Политолог выделил основные три столпа в выступлении Касым-Жомарта Токаева. Первый — это идея единства в стране, где живут десятки разных национальностей и говорят на разных языках.
«Никто не имеет права навязывать людям, на каком языке им разговаривать».
Главное, чтобы тебя понимали, пишет политолог, утверждая, что двуязычие в государстве — не такое уж редкое и вовсе не уникальное явление (в той же Европе это сплошь и рядом, и там уж точно это не повод для межэтнических конфликтов).
Второй мировоззренческий столп Казахстана, направлен на внешний контур — это добрососедство.
«Казахи с большим уважением относятся к своим соседям. Соседи всегда были рядом, с ними делили и радости, и беды. В пословице «Көрші ақысы — тәңір ақысы» («Принимая соседа, возвращаешь долг Богу») отражены и наша вера, и наши традиции. Это завет, оставленный нам нашими предками, качество, переданное нам от наших матерей», — сказал Токаев.
А ещё казахи говорят — добрый сосед ближе дальнего родственника. В этом плане Токаев крупными мазками обозначил принципы, которых нужно придерживаться для динамичного развития страны. Лидер Казахстана именовал Россию «основным стратегическим партнёром и надёжным союзником», Китай — мирным государством, имеющим глубокие корни с Казахстаном, киргизский, узбекский и туркменский народы назвал родными братьями, — пишет Выползов.
И отмечает, что президент Казахстана прекрасно разбираясь в геополитическом противостоянии, делает всё возможное и невозможное, чтобы укрепить, зацементировать опоры.
Третья опора — историческая память народа.
«Хотел бы предупредить против однобокого анализа и суждения о советском периоде. На мой взгляд, в этой общей для нас истории были, конечно, тёмные стороны, но были и светлые стороны. Это надо хорошо понимать, иначе мы рискуем оказаться в плену заблуждений, которые выведут нас на неправильный путь общественно-политического развития», — заявил Токаев, выступая еще на Курултае.
Советское время, пишет политолог, безусловно, — наша общая историческая память. А память, что у общества, что у отдельного человека — это способность, анализируя события, всё же идти вперёд, а не бесконечно рефлексировать, оставаясь неподвижным в своём развитии.
Год 80-летия Великой Победы — стопроцентный побудительный мотив сделать ревизию исторической памяти всем народам-потомкам победителей фашизма и понять, что только вместе, только в единстве мы непобедимы. И Токаев об этом прямо говорит, напоминая новому поколению об уроках истории: «И по сей день Великая Победа — это урок и напоминание всем народам и особенно политикам, к каким трагическим последствиям может привести безответственная политика, основанная на ксенофобии, расовом и национальном превосходстве, пренебрежении основными принципами международного права».
Но президент-дипломат идёт дальше, убеждая лидеров государств и их народы, что «лучшим инструментом предотвращения конфликтов и войн являются прямые контакты и дружественные связи между людьми разных стран и культур». Токаев с высоты своего политического опыта прогнозирует: «Чтобы не скатиться в пучину хаоса, мировому сообществу наций придётся искать точки соприкосновения, идти на сложные решения и компромиссы», — цитирует Токаева политолог.
Он считает, что вполне очевидно, что Астана предлагает себя, свои компетенции, свой миротворческий потенциал и, наконец, свою философию для широкого международного взаимодействия, чтобы разрешить сегодняшние фундаментальные вызовы.