Представители АО «Каскор-Транссервис» написали открытое письмо президенту Токаеву с просьбой не забирать их железнодорожные подъездные пути, cообщает CMN.kz

АО «Каскор-Транссервис» оказывает услуги по перевозке грузов, занимается подачей и уборкой вагонов на подъездные пути предприятия. С сентября 2014 года компания владеет ж/д путями к Актаускому морскому торговому порту.

Демонополизация или изъятие активов: что не так с частными ж/д путями?

После Кантара началась демонополизация рынка. Компании начали активно проверять госорганы. 18 апреля 2022 года экс-председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин (С 6 февраля 2024 года заместитель премьер-министра) на встрече с президентом сообщил, что проводится проверка в отношении АО «Каскор-Транссервис». Предприятие владеет 15 км подъездного пути. Организация самостоятельно устанавливает стоимость тарифа на своих ж/д путях.

В итоге 14 июля 2023 года на заседании комиссии о демонополизации экономики под председательством бывшего премьер-министра Алихана Смаилова приняли решение относительно частного перевозчика. Сотрудников КТЖ попросили проверить АО «Каскор-Транссервис». По заключениям техспециалистов, подъездные пути грузоперевозчика имеют признаки магистральных путей, которыми имеет право владеть только нацкомпания.

Об этом корреспонденту CMN.kz рассказала советник председателя СД АО «Каскор-Транссервис» Эльмира Ибатуллина. Впервые об этом они узнали на встрече с профильным министерством в начале марта.

«Мы начали выяснять из-за постоянных проверок, которые на нас посыпались как из рога изобилия. Как рассказали в минтранспорте, вопрос по нашим сетям обсуждается более 1,5 лет. Нам сказали, что некий инвестор хочет вложиться. Наличие частной компании, как веткодержателя, каким-то образом будет ему мешать. Мол, мы можем вдруг закрыть дорогу до поста Мангышлак. Все директивы по демонополизации являются закрытыми. Мы не можем их увидеть и понять, с кем связывают АО из числа лиц старого Казахстана»,

сообщила Ибатуллина.

Как рассказала консультант предприятия, в 2001 году они открыли тарифную станцию Актау-порт, принадлежащую частному перевозчику. До 2023 года АО построило свыше 25 станций за счёт частных инвестиций.

«Компания «Каскор-Транссервис» все нерегулируемые тарифы выровняла с АО «НК «КТЖ». Доля регулируемых государством тарифов в общей стоимости перевозки составляет более 70%. Тариф на перевозку нефти снизили на 15%. Для ТОО «Тенгизшевройл» на безвозмездной основе предоставляется отстой до 500 порожних вагонов»,

Как уверяет Эльмира Ибатуллина, сейчас в АО работают около 600 человек. Изъятие актива приведёт к банкротству компании и сорванным переговорам с инвесторами.

«Пострадают стратегические перевозки грузов через морской порт Актау. Имиджевый ущерб грозит проекту контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау». Мы восемь месяцев проводили переговоры с иностранными инвесторами о расширении и постройке дополнительных ж/д путей. А также привлечении инвестиций для развитии порта. Говорилось о сумме от 30 до 50 млн долларов. Сейчас этот вопрос поставили на паузу, потому что непонятно, что дальше будет с компанией»,

объяснила Ибатуллина.
6 марта на сайте минтранспорта опубликовали приказ, где ж/д пути «Каскор-Транссервис» указаны как магистральные:
  • Мангышлак – Актау порт –  парк Строительная – маневровый парк;
  • Мангышлак – парк Химическая – парк Строительная;
  • Парк Строительная – парк Юбилейная.

«Не ставились вопросы о компенсации. Не велись переговоры с собственниками, руководством, каким образом будет решаться вопрос, если пути присоединятся к магистральным ж/д путям. В своё время компания вложила достаточно денег на строительство Актау порта, который разгрузил перевозку грузов до Мангышлак. Построили дополнительные ж/д пути. Сначала говорили об изъятии трёх – шести километрах пути, а потом речь пошла об изъятии всех путей. Отмечу, что земля под ж/д путями находится в частной собственности компании. Её выкупали».

сообщила советник.

Связи со Старым Казахстаном и владельцем ж/д путей?

По словам Ибатуллиной, Старый Казахстан тут не при чём. При этом ранее кресло председателя совета директоров занимал старший сын известного госдеятеля Марат Абыкаев. Нуртай Абыкаев руководил КНБ, работал в администрации президента при Назарбаеве и был сенатором. 

Скриншот online.zakon.kz

По словам Эльмиры Ибатуллиной, сейчас председателем СД компании значится Канат Шагиров, который также выступает акционером.

«Мы предполагали, что будет вопрос про Абыкаева. Он был председателем совета директоров ещё в 2022 году. Но мы никак не связываем демонополизацию с его именем. Он не был акционером. Сейчас он не имеет никого отношения к компании»,

сообщила советник.

По данным консолидированного отчёта за 2022 год, господину Шагирову принадлежало 16,5% голосующих акций.

Скриншот консолидированного отчёта за 2022 год

По имеющейся у корреспондента CMN.kz информации, среди акционеров компании сейчас Шагиров не числится:

Как представители «Каскор-Транссервис» зарабатывают на подъездных путях

Из-за того, что АО «Каскор-Транссервис» владеет ж/д путями, среди его заказчиков значится даже «КТЖ». Нацкомпания заплатила за услуги эксплуатации подъездных путей 84,8 млн тенге из одного источника. Лот опубликовали на электронных закупках АО ФНБ «Самрук-Казына» 1 декабря 2023 года.

За услуги по аренде административных/производственных помещений ТОО «КТЖ-ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ» заплатили «Каскор-Транссервис» 8,7 млн тенге.

Также активы АО понадобились и ТОО «Мангистауский атомный энергетический комбинат». «МАЭК» опубликовал ценовое предложение 10 января 2024 года на оказание услуг железнодорожного транспорта по перевозкам грузов. За работу энергокомбинат готов был заплатить 21 млн тенге. Тендер состоялся 17 января 2024 года из одного источника по несостоявшимся закупкам. Победитель не указан, но единственным участником также было АО «Каскор-Транссервис».

Хорошие контракты равно хорошим налоговым отчислениям. В 2023 году предприятие пополнило казну государства на 420,1 млн тенге, а в этом – 116 млн тенге.

Скриншот kgd.gov.kz

Война за 13 тысяч тонн нефти

Рассказывая об АО «Каскор-Транссервис», стоит упомянуть о судебных тяжбах ТОО  «БатысНефтеТрэйд» и ТОО «Terminalex». Противостояние предприятий началось ещё в 2019 году. Между компаниями был договор хранения 13,7 тысяч тонн сырья, которые находились в резервуарах нефтебазы Terminalex. Вернуть нефть и нефтепродукты владельцам в лице «БатысНефтеТрэйд» в компании отказались, и дело перешло в судебную плоскость. Оценочная стоимость нефти и нефтепродуктов составляла более двух млрд тенге.

Судились компании в течение нескольких лет: нефть пытались продать, потом перепродать и даже незаконно вывезти с нефтебазы. В итоге Верховный суд отказал Terminalex в праве распоряжаться имуществом «БНТ». Но и это не помогло владельцам вернуть драгоценный груз.

Но как связана эта история с АО «Каскор-Транссервис»?

Дело в том, что Terminalex и вторая компания, которой перепродали нефть, Oil Stream, выступают акционерами «Каскор-Транссервис». Представители «БНТ» говорили, что именно связь их бывших партнёров с семьёй Абыкаева мешает им вернуть дорогостоящее имущество в течение многих лет.

Более того, в начале октября 2023 года ТОО «Жарас» попыталось вывезти нефтепродукты, принадлежащие ТОО «БатысНефтеТрэйд». Нефтебазу Terminalex продал новому игроку – Oil Transhipment. Чёрное золото погрузили в грузовые цистерны АО «Каскор-Транссервис», а пар на базу подало ТОО «МАЭК», хотя имело на руках запрет от частного судебного исполнителя. В итоге нефть успели перехватить сотрудники ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» на станции Бейнеу Мангистауской области. Бензовозы отцепили от состава.

13 октября сотрудники «БНТ» написали заявление в ДЭР Мангистауской области по факту хищения имущества и незаконного оборота нефтепродуктов. 

Не согласившись с действиями ЧСИ, представители мини-НПЗ подали в суд. Они считали себя новыми владельцами нефти и не видели в своих действиях уголовной составляющей. Полезные ископаемые им продали сотрудники Umbes, которое также входит в список аффилированных лиц АО «Каскор-Транссервис».

13 ноября, выслушав все стороны, судья Специализированного межрайонного административного суда Мангистауской области Багдат Байгожаев отказал в удовлетворении иска ТОО «Жарас» к ЧСИ. Его действия признали законными. Вопрос возвращения нефти и мазута ТОО «БатысНефтеТрэйд» остался открытым. Во время процесса выяснилось, что им так ничего и не вернули.

С 14 ноября определением СМЭС Мангистауской области АО «Каскор-Транссервис» запрещены какие-либо регистрационные действия.

Отдадут ли КТЖ 15 км ж/д пути, принадлежащие сейчас АО «Каскор-Транссервис», пока неизвестно. Редакция CMN.kz будет следить за развитием событий.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version