Что сейчас нужно подросткам? Как их воспитывать, прививать дисциплину и патриотизм? А что насчёт взрослых, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию из-за пристрастия к алкоголю, наркотикам или азартным играм? Об этом и о необходимых каждому в современной жизни навыках рассказал в интервью корреспонденту CMN.KZ подполковник запаса и педагог, отдавший годы службы в самой секретной организации СССР, а затем и Казахстана – Алексей Сапожников

Для начала расскажем о трёх коротких и, казалось бы, ничем не связанных между собой событиях:

  • На заводчанина работягу по имени Сакен, не действовали никакие внушения и правила. Он часто напивался, буянил во дворе и в семье. Вскоре бросил жену вместе с детьми, дважды чуть не попал за решётку. В конце концов он оказался в лечебном психотерапевтическом центре. Пребывание в учреждении пошло выпивохе на пользу. Мужчина слез с бутылки, вернулся в семью, восстановился на работе. Жизнь вновь началась и будто бы заново.
  • Во время землетрясения в Алматы в марте 2024 года группа 10-классников школы успешно и, что немаловажно, без паники и потенциального ущерба помогла эвакуировать младшеклассников, слаженно помогая взрослым.
  • Часовой на посту не дал дезертиру пройти через охраняемый им объект, несмотря на мольбы, уговоры и потенциальную опасность. Выстрел в воздух, ожидание товарищей из караула, а затем достойная награда защитнику.

Оказалось, во всём перечисленном свою роль сыграл всего один человек. И подобных историй из жизни у Алексея Сапожникова – сотни. При этом, смотря в его горящие глаза, становится очевидно: за этим стоит титанический труд и опыт, накопленный и пронесённый сквозь годы. В том числе, и в самой секретной службе.

Занятия по НВТП в школе. Фото: CMN.KZ

Подполковник запаса

Сейчас 64-летний Алексей Сапожников работает преподавателем НВТП и ОБЖ в частной школе в Алматы. Он обучает детей всевозможным жизненным навыкам, является инициатором и идейным вдохновителем тематических встреч, классных часов и мероприятий, посвящённых памятным воинским датам истории, военно-спортивных соревнований, занятий творческих клубов.

Алексей Сапожников. Фото: CMN.KZ

В другие дни он – психолог-консультант и психотерапевт, автор ряда методик, возвращающих к здоровой и полноценной жизни тех, кто страдает от алкоголизма или наркомании. Но так было не всегда.

Алексей Всеволодович, заканчивая в 1977 году школу, могли ли представить, что будете сейчас этим заниматься?

— Во-первых, у меня традиционно-классическое советское образование. Частных элитных школ тогда не было, но знания давали фундаментальные. Конечно, патриотическое воспитание стояло во главе угла. Никогда не забуду, когда мне в кинотеатре «Целинный» впервые повязали красный галстук: через весь город шёл к бабушке и дедушке с гордо поднятой головой. Уже в 9-ом классе меня избрали секретарём комитета комсомола школы. И знаете, ни разу за свою жизнь не пожалел об этом, так как именно эта база, эта закалка мне до сих пор пригождается в жизни.

Занятия по НВТП в школе. Фото: CMN.KZ

— Служба в Комитете государственной безопасности СССР для большинства молодых людей тогда была какой-то романтической мечтой – ловить шпионов-диверсантов, секретные операции с оружием. Вот и я много читал про разведчиков, моряков, воинов. К сожалению, сразу после выпуска из школы столкнулся с суровой реальностью. Пришлось быстро спуститься с небес на землю: для службы нужны были соответствующие умения. Историю и английский язык знал неплохо, однако точные науки и физическая подготовка были не на должном уровне. В приёмной комиссии в погранучилище, куда поступал после школы, оценил всё это и сказал, что пока не готов к службе. В итоге поступил в Энергетический институт на вечернее отделение, а днём работал чертёжником в проектном институте, где трудился отец.

Армия и путь в КГБ

В те времена освоение Целины было делом государственной важности. Молодежь ехала на уборку урожая по комсомольским путевкам, студенты – в рамках летних стройотрядов. Тогда ещё 17-летний Алексей Сапожников отправился на Целину вместе со взрослыми мужчинами, но раньше срока вернулся домой.

— Директору совхоза сказал, что в армию призывают. Через весь Казахстан один и доехал до Алма-Аты. А уже в 18 лет пришла повестка, и меня направили учиться на водителя в военно-техническую школу ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Семья у меня интеллигентная, я автомобили только со стороны видел, не говоря уже о грузовых. В училище смеялись, что самый слабый попался. Не сдался и здесь. В итоге стал лучшим курсантом и из десятерых ребят в группе первым сдал все нормативы с отличием (смеётся – Прим. ред.). Служить направили в войска правительственной связи в далекую Бурятию.

Построение на уроке НВТП. Фото: CMN.KZ

В ноябре 1979 года произошла каверзная ситуация, рассказывает собеседник. Служба проходила на очень секретных в то время машинах специальной связи стоимостью порядка 300 тысяч советских рублей. Задание – учебный выезд и 100 км марш. И это при температуре воздуха -30 °C.

— Смотрю, аккумулятор едва теплится, антифриза не было, заливали в двигатель горячую воду. Нужно было как-то завести: притащил канистру горячей воды и заливал потихоньку в горловину Газ-66, но поскользнулся на бампере. Полная канистра, а это 20 кг, упала на руку. Мне нельзя было подавать виду – это был бы крест на всём, сняли бы с водителей, перевели бы в запасники. Превозмогая боль, несколько часов переключал передачи этой больной рукой. Задание выполнил. Командир, если и заметил, то ничего не сказал. Уже на следующий год я стал лучшим водителем части. 

Ещё на первом году армии, говорит Алексей Сапожников, он смог задержать нарушителя во время несения караульной службы в автопарке части. Дело было так: из соседней части сбежал солдат. За ним гнался патруль, и боец решил пробежать через охраняемый им пост с секретной техникой. Всё произошло быстро, вспоминает собеседник: останавливающий окрик, выстрел в воздух, задержание. Командир части объявил благодарность и дал 10-дневный отпуск на Родину.

— В увольнении мама сказала, что со мной хочет поговорить сотрудник КГБ. Они подбирали людей для учёбы в Москве. Мне сказали, пока будут собирать материал, задача следующая: быть активным в общественной работе в армии, вступить в КПСС, учиться военному делу. Сослуживцы говорили, что я – чокнутый, раз вступил в партию. А я не рассказывал, зачем это. Особист (сотрудник особого отдела в воинской части, занимающийся вопросами охраны государственной тайны) даже пытался выведать у меня всё: «Ты же партийный, ты должен докладывать». А я ничего и никому не должен – у меня была другая цель. После дембеля получил новое задание от сотрудника КГБ: «Нужно пройти трудовой путь – поработать на заводе». Окунулся в это с головой, пошёл на завод, освоил профессию электросварщика.

Алексей Сапожников показывает на уроке в школе, как устроен автомат. Фото: CMN.KZ

— Полгода работы и усиленной подготовки к поступлению в высшую школу КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского прошли быстро. Когда сдавал экзамены перед комиссией, мне произнесли несколько фраз на китайском языке и попросили повторить. Справился и с этим. В итоге мне потом сказали, что буду изучать китайский язык, а также другие специальные дисциплины. И это было по-настоящему тяжело. Но был очень горд, что поступил и достойно учился до самого выпуска в 1986 году. Кто из Казахстана – мы все вместе держались тогда.

Секретные задания

Алексей Сапожников рассказал, что после обучения в Москве вернулся в Алма-Ату, женился. А на первую зарплату в КГБ купил книжные полки – было много книг, которые он привёз из Москвы. Но чем именно мужчина занимался в период своей службы 1986-1999 годах?

— Сразу скажу, никаких особых подвигов не совершал. Делали разное, и не о всём можно говорить. Направили служить в разведку, выезжал на специальные задания. В то время как раз начали приезжать китайские бизнесмены и туристы. В Москву с докладом отправляли только проанализированную, обработанную и проверенную информацию. Конечно, и с техническими средствами работали. В самом Китае, к своему стыду, так ни разу и не побывал.

— После развала Союза в 1991 году вектор работы сменился на европейские страны – получение различных материалов и информация от европейских источников. Практически всю Европу объездил… Разные операции были. Для чего и зачем – не скажу. Скажу лишь, что получил досрочно звание подполковника, возглавлял ведущее подразделение. Было и свое хобби: из командировок привозил семена различных сортов цветов, соседи по даче даже удивлялись откуда такая диковина (смеётся – прим. ред.). Отмечу, что мы, как целевой набор председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова, были защитниками отечества. На XXV съезде КПСС было сказано, что КГБ – это боевой отряд компартии СССР. И с обретением независимости я продолжал служить на благо своей страны – независимого государства Республики Казахстан.

Запас и дальнейшая жизнь

В 1999 году Алексей Сапожников ушёл в запас в звании подполковника.

— Сразу встал вопрос: что делать? Мой тесть, психотерапевт, предложил создать свой медицинский центр. Появилась новая цель. Так случилось, что в 2003 году окончил Новосибирский ГУ РФ по специальности «Практическая психология». Затем в 2006-м окончил Московский Институт интегративной семейной психотерапии по специальности «Системная семейная и детско-родительская психотерапия». Потом 2-й Московский государственный медицинский университет по специальности «Семейная психотерапия и эриксоновский гипноз». Приобретённые за годы службы навыки мне вновь пригодились и здесь на практике. Работаю с людьми, убеждаю их, чтобы они бросили пить и заняли совсем другую жизненную позицию.

Алексей Сапожников. Фото: CMN.KZ

Работа с детьми, или как научить оперативно мыслить

— Младший сын в 2009 году поступает в школу. А там, на мой взгляд, не на достаточном уровне была развёрнута психологическая работа с детьми. Потихоньку влился в процесс и меня пригласили работать психологом в эту школу. Но пришла проверка из Министерства образования, а у меня не было педагогического образования. Что делать? Идти учиться! Получил ещё одно высшее образование – «педагог-психолог». В 2018 году перешёл в другую частную школу. Теперь вот работаю учителем НВТП и ОБЖ.

— С моей точки зрения, к сожалению, в РК на недостаточно высоком уровне ведётся работа в части патриотического воспитания молодежи. А всё должно быть завязано на нём, и это исключительно государственная прерогатива. Исполнители-то есть, но нужно больше внимания уделить этому вопросу. Ещё историю детям обязательно надо знать, а также своё генеалогическое древо. Помимо этого стараюсь привить оперативное мышление через прикладные навыки. Например, учу, как пользоваться огнетушителем: развожу огонь костром и показываю, как правильно затушить с помощью инвентаря. Обучаю в игровой форме, как вести себя при нестандартных и чрезвычайных ситуациях – землетрясении, нападении на школу и тому подобное.

Занятия по НВТП в школе. Фото: CMN.KZ

Алексей Сапожников также привёл в пример военно-спортивную игру «Зарница». Она не только даёт детям море эмоций, но и позволяет привить школьникам навыки гражданственности, быструю реакцию в нестандартных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь.

— Мы ощущали гордость, когда в 1976 году играли в эту игру. Тогда ты понимать начинаешь, если уж взялся за какое-то дело, надо работать неформально и обязательно довести его до конца. Армия построена на беспрекословном выполнении приказов начальника. Дисциплина – твоё соответствие законам, уставам и правилам. Этому можно научить. Это то, что должно быть в каждом человеке. Если говорить о формировании личности, то, конечно, сейчас дети немного другие, избалованные что ли. Например, перед каким-либо мероприятием говорю ребятам: «Не будьте полусонными, давайте сделаем красиво, приятно для нас всех, чтобы на нас с уважением смотрели». По Конституции все мы должны быть готовы встать на защиту своей страны. Кроме того, освоенные сейчас навыки останутся с моими воспитанниками на всю оставшуюся жизнь. Конечно, хочется, чтобы в школах было больше прикладных аспектов в части формирования навыков, характера и воспитания учеников.

Занятия по НВТП в школе. Фото: CMN.KZ

В завершении разговора Алексей Сапожников отметил, что любовь к Родине и разговоры об этом – не одно и тоже. В школах, по его мнению, нужны наставники из числа бывших офицеров, спортсменов, специалистов, имеющих огромный жизненный опыт, любящих детей, которые на личном примере всё бы показывали и вели бы за собой. Именно они, по его мнению, были бы достойными наставниками.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version