Постоянные реформы привели к потере преемственности и стабильности в образовательной политике, считают в Высшей аудиторской палате. В целом неэффективное планирование средств и ресурсов обошлось государству в 62,4 млрд тенге, сообщает CMN.KZ

Исследование Высшей аудиторской палаты охватило период с 2019 года. За это время в стране значительно выросло число школ – их стало больше 7,8 тыс. Увеличивается и финансирование системы среднего образования.

«За последние годы расходы на неё выросли более чем в 3 раза – с 1,3 трлн тенге в 2019 году до 4,8 трлн тенге в 2024 году, что подтверждает приоритетность данной сферы для государства», — отметили в ВАП.

Однако госаудит выявил проблемы и системные недостатки, которые снижают эффективность принимаемых мер по развитию среднего образования. Ошибки нашли в стратегическом планировании, оценке качества образования, подготовке и трудоустройстве педагогов, качестве их переподготовки, методологическом обеспечении образовательного процесса, а также государственном регулировании и контроле.

«Стратегическое планирование в образовательной сфере характеризуется частыми изменениями государственных программ и концепций. Регулярная смена стратегических документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, из-за чего отсутствует преемственность и стабильность в образовательной политике», — отметили в ВАП.

Фото: ВАП РК

Из аудиторского заключения следует, что в формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями системы образования, что объясняется недостатками методологии расчёта.

«Реформы в области образовательных стандартов проводятся несистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников, и неэффективным расходам бюджета. За последние 5 лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге», — отметили в ВАП.

Выявлены недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз! Это свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки, считают в ВАП. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга государственных услуг, процедуры ведутся на бумаге.

Главный признак системных проблем в сфере образования – низкий процент успешного прохождения аттестации, которую с первого раза проходит лишь 18,2% школ.

В целом государственным аудитом установлено:

  • финансовых нарушений на сумму 1,1 млрд тенге;
  • неэффективное планирование средств и ресурсов – 62,4 млрд тенге;
  • неэффективное использование – 3,2 млрд тенге.
Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version