В Казахстане предложили пересмотреть наказание за вождение в нетрезвом виде и ввести систему градации в зависимости от степени опьянения и обстоятельств нарушения. Депутаты объясняют инициативу тем, что сейчас санкции слишком жёсткие — водителей лишают прав сразу на 7 лет, из-за чего многие теряют работу. CMN.KZ разбирался, почему действующее наказание называют строгим, какие аргументы приводят юристы, и что об этом думают власти
Сегодня в Казахстане за пьяную езду водителю грозит 15 суток ареста и лишение прав на 7 лет (ч. 1 ст. 608 КоАП). Такие меры действуют с 2020 года, когда власти ужесточили наказание за нетрезвое вождение.
Однако спустя пять лет депутаты заявили, что эта санкция — одна из самых жёстких в мире. По словам парламентариев, поступает много жалоб от водителей, которые из-за семилетнего запрета лишились работы. Среди них — профессиональные водители: таксисты, дальнобойщики, курьеры, крановщики и бульдозеристы. Депутаты считают, что наказание не учитывает степень тяжести правонарушения.
Обращаясь к правительству с этим депутатским запросом, Николай Арсютин привёл примеры из законодательств других стран, где применяют дифференцированные меры наказания, в зависимости от уровня алкоголя в крови:
- в Германии предусмотрены градации ответственности: до 0,5‰ (промилле) алкоголя – штраф; 0,5–1,1‰ – штраф и временное лишение прав; свыше 1,1‰ – уголовная ответственность;
- во Франции за превышение 0,5‰ предусмотрен штраф и временное лишение прав на 3 года, но наказание ужесточается в случае ДТП или отказа от теста;
- в США наказание варьируется от штрафов и обязательных курсов до тюремного заключения, но срок лишения прав редко превышает 3–5 лет;
- в России лишение прав за первое нарушение – 1,5–2 года.
Депутат считает, что слишком строгие наказания могут привести к злоупотреблениям со стороны полиции. Он также указывает на возможные ошибки в тестах на алкоголь и наркотики, которые ставят под сомнение объективность проверки на опьянение.
Штрафы и прогрессивные меры: как в Казахстане раньше наказывали нетрезвых водителей?
Сенатор Марат Кожаев, комментируя предложение коллег из нижней палаты, напомнил, что наказание за вождение в нетрезвом виде не сразу было таким жёстким в Казахстане. До 2020 года нарушителей лишали прав на год, потом на два и только потом сроки прогрессировали до 5-7 лет.
Таким образом, ранее в КоАП были четыре формы наказания:
- Лишение прав:
- на 3 года — если водитель был нетрезв, но не совершил ДТП;
- на 4 года — если пьяное вождение привело к аварии;
- на 5 лет — если в аварии пострадали люди или транспортные средства.
- Арест и лишение прав применяли к повторным нарушителям:
- 15 суток и 6 лет без прав — если водитель попался пьяным во второй раз в течение года;
- 30 суток и 10 лет без прав — если нарушил в третий раз.
- Арест на 20 суток — за езду в нетрезвом виде после лишения прав.
- Штраф назначали беременным женщинам; матерям с детьми до 14 лет; инвалидам I и II групп; несовершеннолетним; женщинам старше 58 лет и мужчинам старше 63 лет.
Лёгкой степенью опьянения считалось содержание до 0,5‰ алкоголя в крови. А за отказ от медицинского освидетельствования водителей лишали прав на 3 года.
Что грозит за пьяное вождение сейчас?
С начала 2020 года в Казахстане ужесточили наказание за нетрезвое вождение. Сейчас водитель, у которого в крови обнаружили алкоголь, сразу же отправляется под арест на 15 суток и лишается прав на 7 лет (ч.1 ст.608 КоАП). Если после окончания срока наказания он снова сядет за руль в состоянии опьянения, то его арестуют на 20 суток и лишат прав уже на 8 лет.
Если в результате пьяной езды пострадал человек или было повреждено имущество, то нарушителя арестуют на 20 суток и лишат прав на 7 лет. За повторное такое нарушение после окончания срока наказания его арестуют на 25 суток и лишат прав на 9 лет.
В 2020 году нетрезвое вождение также стало уголовно наказуемым проступком. В Уголовном кодексе Казахстана появилась отдельная статья 345-1 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств лицами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения». По этой статье нетрезвому водителю, чьи действия привели к гибели людей, грозит до 10 лет лишения свободы с пожизненным запретом занимать определённые должности.
Как наказывать за пьяную езду? Мнения юристов и реальная история
Одной из историй о наказании за нетрезвое вождение при прежних правилах с корреспондентом CMN.KZ поделился Жандос (имя изменено). В 2012 году в Алматинской области его лишили прав на два года за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
«Вечером я выпил 2 литра пива, сел за руль. По городу проехал нормально, потом заехал в микрорайон Нур-Алатау, который тогда относился к области. Меня остановили областные сотрудники полиции и повезли на освидетельствование, выявили среднюю степень опьянения. Машину отправили на штрафстоянку, а меня лишили прав на 2 года. Всё это время я ходил пешком», — вспоминает он.
Юрист Сергей Уткин считает, что дифференциация наказаний по степени тяжести правонарушения может быть более справедливым подходом. По его мнению, логично было бы наказывать мягче тех, у кого в крови обнаружили минимальное количество алкоголя, в отличие от тех, кто сел за руль в сильном опьянении.
«С точки зрения справедливости, то конечно, есть разница между человеком, выпившим бутылку пива, и тем, кто выпил две бутылки водки и сел за руль. С точки зрения последствий разница есть, и наказание должно быть разным. Поэтому на Западе такая дифференциация существует», — пояснил он.
Уткин считает, что семилетний запрет на управление транспортом даже при минимальном содержании алкоголя в крови может казаться чрезмерно суровым. По его мнению, столь жёсткие санкции могут не только разрушить карьеру человека, но и привести к новым нарушениям — например, вождению без прав или коррупции.
«Если бы срок был меньше, как это было ранее, допустим, год за первое нарушение, то, возможно, человек бы и не пытался откупиться. Сказал бы: “Да ладно, потерплю год”. И с точки зрения общества это было бы лучше. Пусть он год без прав посидит, чем просто откупится за деньги. Потому что, когда он откупается, это подрывает законность и правопорядок. Для общества это плохо — поощряется коррупция. А ещё есть психологический момент. У человека выстреливает в голове: семь лет! Да это почти как приговор на всю жизнь!», — сказал эксперт.
Кандидат юридических наук, генеральный директор юридической компании «Закон и справедливость» Анатолий Бахирев согласен, что можно было бы пересмотреть соразмерность наказания вины. Это позволило бы установить более справедливое соотношение между мерой наказания и степенью общественной опасности нарушения, не ослабляя при этом контроль за безопасностью.
«Из практики известно, что остаточный алкоголь не всегда означает явное опьянение. Когда человек садится за руль на следующий день после употребления алкоголя, он может не ощущать негативного влияния на координацию, но тест покажет наличие спирта. В России уже действует система с конкретным пороговым значением, и я считаю, что аналогичный подход был бы разумен и в Казахстане. Это исключит случаи, когда водители подвергаются суровым санкциям из-за минимальных следов алкоголя в организме», — считает Бахирев.
Дифференциация наказаний: справедливость или лазейка для коррупции?
При этом эксперты признают, что смягчение наказаний может привести к негативным последствиям, включая рост коррупции. Сергей Уткин не исключает, что в случае градации наказаний появится возможность договариваться о смягчении ответственности, даже если водитель был в состоянии сильного опьянения.
Он объяснил, что это может произойти через подкуп экспертов, полицейских или даже в суде, где результаты тестов или другие доказательства могут подделать, что в итоге приведёт к более мягкому наказанию.
«Я сразу представляю себе, что так наверняка будет. Раз человек уже попался пьяным, и это везде засветилось, то, наверное, не получится полностью «разрулить». Но, наверное, возможно снизить степень наказания с верхней до самой нижней. Скажут, что была ошибка, или не так записали, не так отразили», — предполагает юрист.
Для профессиональных водителей, чей заработок зависит от управления транспортным средством, лишение прав на семь лет действительно может казаться чрезмерным наказанием за единичное нарушение. Однако при этом важно помнить, что на них лежит повышенная ответственность за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения, считает Бахирев.
«С одной стороны, они несут повышенную ответственность, но с другой – длительное лишение прав может разрушить их карьеру. Возможный вариант – введение двухуровневой системы: за единичное нарушение – штраф и обязательное обучение, а за повторные случаи – более жёсткие меры, вплоть до уголовной ответственности. Вопрос пересмотра наказания за вождение в нетрезвом виде требует баланса между принципом «нулевой толерантности» и учётом индивидуальных обстоятельств. Оптимальный вариант – введение чётких количественных критериев, как в Германии и Франции, а также сохранение строгого контроля за безопасностью дорог», — заключил спикер.
Но при строгих наказаниях, в том числе действующих, важно соблюдать прозрачность процедуры и исключать ошибки при вынесении решений. По мнению Анатолия Бахирева, контроль за процессом наказания должен быть не менее строгим, чем само наказание, иначе существует риск несправедливых решений.
В качестве примера юрист рассказал о случае из практики, когда водителя лишили прав на 7 лет и арестовали на 15 суток из-за нарушений процессуальных норм.
«Его остановили без видимой причины, доставили на экспертизу, после чего, без возможности защититься, провели тест на мочу, который мог быть подделан. Независимую экспертизу или альтернативные тесты на координацию и адекватность ему пройти не дали. Несмотря на то, что у него никогда не было ни штрафов, ни нарушений, его задержали, надели наручники и продержали в машине сутки, пока судья не вынес решение, заявив, что «альтернатив нет», — рассказывает Бахирев.
Юрист пришёл к выводу, что Казахстану стоит рассмотреть возможность градации наказаний, учитывая особенности каждого случая. При этом, по его мнению, общий уровень ответственности за вождение в нетрезвом виде снижать не стоит.
«Нарушают право на выбор профессии»: попытка обжаловать наказание в Конституционном суде
В 2023 году норму о семилетнем лишении прав пытались оспорить в Конституционном суде. Однако суд признал её соответствующей Конституции.
С жалобой обратился водитель из Астаны, которого лишили прав на 7 лет и арестовали на 15 суток за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Он утверждал, что столь длительное лишение нарушает его конституционное право на выбор профессии, так как некоторые виды деятельности требуют водительского удостоверения. Кроме того, он указывал на неравенство наказаний: водители без прав получают за аналогичное нарушение более мягкое наказание.
Конституционный суд изучил аргументы заявителя, но пришёл к выводу, что жёсткие меры необходимы для обеспечения безопасности на дорогах и защиты жизни граждан. Суд отметил, что управление транспортом в состоянии опьянения представляет собой высокую угрозу для участников дорожного движения, поэтому наказание должно оставаться строгим и и безальтернативным.
«Конституционный Суд не усматривает в дополнительном административном взыскании за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 608 КоАП, нарушения пункта 1 статьи 24 Конституции, устанавливающего «право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии», поскольку в данной ситуации у субъекта обращения сохраняется возможность заняться любыми иными видами деятельности в период действия дополнительной меры административного взыскания, а также вернуться после истечения срока взыскания к деятельности, связанной с управлением транспортными средствами»
сообщили в Конституционном суде.
В отношении нарушителей, не имеющих водительского удостоверения, суд счёл действующую норму обоснованной, так как лишение права управления в их случае невозможно.
«Категорически против»: в МВД высказались об изменении наказания за нетрезвое вождение
Председатель Комитета административной полиции Кайсар Султанбаев в кулуарах Сената прокомментировал журналистам предложение депутатов.
По его словам, в МВД с начала 2025 года поступило 7,5 тысяч обращений с просьбой смягчить наказание или объявить амнистию. При этом он считает, что реальное число жалоб может быть гораздо меньше, если учитывать, что один человек мог отправлять их по несколько раз с помощью цифровых сервисов.
«В МВД категорически против объявления амнистии и смягчения ответственности за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Есть принцип «Закона и порядка». Тем более, что 2025 год объявлен годом профилактики. Если мы говорим о жизни и здоровье граждан, об обеспечении общественной безопасности, и тем более в сфере дорожной безопасности, мы должны понимать, что пьяный водитель — это преступник. Поэтому, здесь никаких смягчений не будет», — отметил глава Комитета адмполиции.
Практику других стран в МВД тоже учли: изучили законы Японии, Сингапура, Малайзии, Саудовской Аравии, США и пришли к выводу, что санкции в Казахстане мягче и соразмерны.
Ранее сенатор Марат Кожаев предложил лишать водительских прав злостных нарушителей ПДД и отправлять их на «Идиотен-тест». Он считает, что штрафы не несут никакой профилактической меры, и требует ужесточения законодательства.
Читайте также: