По результатам проведённого Антикором и Минздравом внешнего анализа в ТОО «СК-Фармация» (СКФ) имеются серьёзные коррупционные риски. Они препятствуют реализации задач по качественному и современному обеспечению населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, сообщает CMN.KZ со ссылкой на пресс-службу ведомства

Как выяснилось, больше половины аукционов по закупу лекарств проходили неконкурентным способом. За три года — всего 1241 лот. Этому способствовали заложенные в правила нормы, позволяющие определить победителя при поступлении одной заявки.

Используя эту лазейку, фармкомпании, сговорившись с другими поставщиками, выигрывали тендеры по максимально высокой цене. Что исключало конкуренцию и снижение стоимости закупок.

«Так, значительная доля экономии (81%) по итогам аукционов в 2020-2023 годы сформирована только за счет 8% всех лотов (567 из 6513). В каждом третьем лоте (1969 или 30%) снижение цены вовсе отсутствовало (от 0 до 30 тиын). Частые отказы поставщиков-посредников от участия на первом шаге аукциона, участие в них парами и «обмен победами» указывают на широкое применение картельного сговора. Это делается для создания мнимой конкуренции и удержания высоких цен закупок, что подтверждается недавними расследованиями, проведёнными уполномоченным органом по защите и развитию конкуренции»,

пояснили в ведомстве.

Также при закупке медоборудования тендерной комиссией к аукциону допускали поставщиков с несоответствующими условиям тендера заявками. При этом, отрицательные заключения экспертов были проигнорированы. Тут же были риски необоснованного завышения цен закупок:

«Выборочным анализом выявлено 13 договоров по закупу медоборудования, которые имели разную стоимость, но со схожими техническими характеристиками (риски завышения на 6,7 млрд тенге). При этом, выявленные анализом коррупционные риски способствовали формированию пула компаний, покрывающих значительную долю рынка по предоставлению услуг логистики, хранения и поставке лекарств и медизделий».

Фото: Pixabay.com

Также необоснованному обогащению компаний способствовала непрозрачность процессов заключения долгосрочных договоров. Эти компании не имели намерения развивать отечественное фармпроизводство. Всего заключено 92 договора с 36 отечественными производителями, а общий объём закупа составил 315 млрд. тенге.

«В деятельности восьми отечественных производителей (перчатки, шприцы, йод и другое) имеются признаки ввоза зарубежной продукции вместо их реального производства. На это указывают сведения об импорте, недостаточность ввозимого сырья для производства нужного количества товара, нехватка производственных мощностей, а также аномально низкие показатели по электро – и водопотреблению»,

сообщили в ведомстве.

Признание производителя отечественным имеет размытые критерии и ненадлежащий контроль. Он ограничивается одним выездом с осмотром и составлением акта. А для признания товара отечественным достаточно провести стерилизацию и упаковку.

Также коррупционные риски выявлены и в управлении персоналом.

«Они связаны с трудоустройством лиц в обход конкурса, отсутствием независимых членов в конкурсной комиссии, непринятием мер по устранению конфликта интересов, командным перемещением, неправомерным утверждением доплат, вознаграждений, выплат командировочных, а также зарплат отдельным сотрудникам, фактически не работавшим в СКФ»,

сказали в Антикоре.

Итог внешнего анализа показал неправильную организацию менеджмента в СКФ. Это не позволяет на реализовать поставленные перед ним задачи на должном уровне.

Вся работа велась через посредников и ТОО практически не работало напрямую с производителями:

«По сути, это ненужные «прокладки», которые обогащались, приобретая лекарства у производителей с последующей перепродажей СКФ. При этом такие поставки осуществлялись по максимальным ценам, без конкуренции через картельный сговор. Даже отечественные производители, заключившие с СКФ долгосрочные договоры, шли на манипуляции, сопряженные с фиктивным производством».

В Антикоре сообщили, что совместно с Минздравом утвердили план мероприятий по устранению обнаруженных рисков. Исполнение рекомендаций находится на контроле антикоррупционной службы.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version