На пленарном заседании Мажилиса депутат Парламента РК Асхат Аймагамбетов выступил с резкой критикой в адрес системы регистрации лекарств в Казахстане. Он озвучил результаты аудита, проведённого в Национальном центре лекарственных средств (НЦЛС), и заявил, что существующая практика тормозит доступ пациентов к жизненно необходимым медикаментам, передаёт CMN.KZ

Регистрация на годы для одних и «по блату» — за 25 дней

По словам депутата, в то время как нормативный срок регистрации лекарств в НЦЛС составляет 210 дней, отдельные заявки рассматривались до 1275 дней — то есть почти в шесть раз дольше. В то же время препараты, связанные с бывшими сотрудниками центра, получали регистрацию всего за 25 дней.

Аймагамбетов сообщил о 154 заявках, в которых были выявлены нарушения процедур экспертизы.

Центр или турфирма?

Депутат сравнил НЦЛС с «туристическим клубом», отметив, что его сотрудники регулярно выезжают за рубеж под предлогом инспекции производственных площадок фармкомпаний. Все расходы на эти командировки, как правило, оплачиваются самими компаниями, заинтересованными в включении своих препаратов в перечень разрешённых.

«Что дают эти поездки — остаётся непонятным. Но проходят они за счёт бизнеса, и явно не во вред самим участникам», — отметил он.

Дешёвые препараты остаются за бортом

Из-за громоздкой бюрократической системы регистрацию проходят в основном дорогостоящие препараты крупных компаний. В то же время дешёвые и жизненно важные лекарства просто не подаются на рассмотрение — их продвижение экономически нецелесообразно.

«Пример — пероральная форма пенициллина, которая до сих пор не зарегистрирована в Казахстане. Причина проста: она слишком дешевая, и ни одна компания не заинтересована тратить ресурсы на её оформление. В результате врачи вынуждены назначать более дорогие препараты, такие как Аугментин, даже при отсутствии необходимости.

Регистрация — это лишь первый из нескольких сложных этапов. После неё препарат должен попасть в национальный формуляр, чтобы его могли закупать за счёт бюджета через СК-Фармация. Затем — включение в клинические протоколы, без которых врачи не имеют права назначать лекарство. На каждом этапе — барьеры, бюрократия и отсутствие прозрачности. Как сказал Маяковский: если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно», — подчеркнул депутат.

Одна монополия — дорого для всех

Аймагамбетов привёл пример с закупкой препарата фраксипарин. Из-за отсутствия зарегистрированного аналога государству пришлось закупать оригинальный препарат по максимальной цене. Только после регистрации альтернативы в 2024 году удалось снизить цену и сэкономить 90 миллионов тенге.

«Из-за отказа включать альтернативные препараты в перечни, 60% закупок фармацевтики приходится на одного поставщика. Как видите, гениально придуманная схема», — заключил он.

Читайте также: Минздрав пересмотрит свыше 500 клинических протоколов после критики ВАП

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version