Вторжение одной страны в другую поменяло не только геополитические планы всех государств, но и создало форс-мажорные обстоятельства для бизнес-сообщества. Помимо риска вторичных санкций, который навис над предпринимателями, им пришлось перестраивать логистические процессы. Основной артерией для перевозок стала железная дорога. Но как выяснилось, КТЖ из-за войны долгое время не мог пользоваться своим имуществом. Вагоны оказались заложниками ситуации и застряли на территории Украины. Отдел расследований CMN.KZ выяснил, что за возвращение 239 вагонов из Украины транспортные компании просили 2,2 млрд тенге
В обязанности АО «Казтемиртранс» (дочерняя организация КТЖ) входит обеспечение транспортной логистики и эффективного использования парка грузовых вагонов в грузообороте АО «НК «КТЖ». Предприятие на регулярной основе выступает арендодателем для различных компаний.
Как грузовые казахстанские вагоны через Польшу вывозили или во сколько обошлось возвращение имущества
К началу войны в Украине оказалось 90 вагонов АО «Казтемиртранс», из которых 30 были полувагонами, а остальные крытыми. Для возвращения имущества понадобилось почти полтора года и один тендер. План был прост: транспортировать имущество из Украины на территорию Беларуси, где их уже передадут госкомпании. На эти цели АО «Казтемиртранс» выделил 360 млн тенге. Заявки на тендер подали три компании:
- UAB RAILANA MULTIMODAL – Литовская Республика;
- ЗАО «СПЭДИЛТА» (UAB «SPEDILTA») – Литовская Республика;
- POLFROST INTERNATIONAL SPEDITION SPOLKA Z OGRANICZONA ODPOWIEDZIAL NOSCIA (ООО ПОЛФРОСТ ИНТЭРНЭШНЛ СПЕДИШН) – Польша.
26 октября 2023 года подвели итоги конкурса. Выиграла ЗАО «СПЭДИЛТА». Они предложили маршрут для транспортировки через Польшу. Компания обещала через станцию Ягодин (Украина) перевезти 90 грузовых вагонов на станцию Хельм (Польша). После чего разделили кузов от тележек из-за разницы в ширине рельс. Оттуда 115 км на автотрале имущество транспортировали до станции Малашевич, где проходил сбор вагона опять же из-за разницы ширины колеи. Следующим пунктом должна была стать станция Брест в Беларуси.
Согласно протоколу, возвращение 90 грузовых вагонов обошлось госкомпании в 490,5 тысяч евро. 30 января 2024 года «Казтемиртранс» принял 74 вагона в Беларуси. Что случилось с оставшимися 16 штуками, не сообщается.
Как компании хотели получать прибыль от субаренды вагонов, но вмешалась война
А за возвращение 239 вагонов АО «Казтемиртранс» пришлось судиться. В июне 2020 года «дочка» КТЖ заключила контракт с ТОО «ТемирТрансСервис», ТОО Astana Railway Services и ТОО «Первая Мультимодальная Компания». Согласно контракту, вторая сторона получает три тысячи грузовых вагонов с ремонтом за 2 100 тенге каждый. Аренда имущества заканчивалась 31 декабря 2023 года. То есть, с даты подписания акта приёма-передачи вагонов до наступления следующего планового ремонта.
2 июля 2021 года и 24 декабря 2021 года ТОО Intel Trans Logistic и ООО «Транспортные технологии» получили от «Первой Мультимодальной Компании» 640 вагонов для перевозки грузов по/через Украину. Во время начала военной операции РФ на территории другого государства осталось 239 вагонов.
26 июля 2022 года Внешнеторговая Палата Казахстана объявила об обстоятельствах
непреодолимой силы (форс-мажор), препятствующих возврату вагонов арендодателю. Тогда «Первая Мультимодальная Компания» решила действовать: изменить договор и расторгнуть его в отношении 100 вагонов. Их к тому моменту должны были уже отдать под плановый ремонт. 12 сентября 2023 года Специализированный межрайонный экономический суд Астаны отказал в иске. А уже суд второй инстанции вынес противоположное решение: изменить договор путём расторжения в части 100 вагонов.
8 февраля 2024 года Специализированный межрайонный экономический суд Астаны вынес ещё одно решение: вернуть «Казтемиртранс» 239 вагонов в технически исправном
укомплектованном состоянии. Предварительно арендатор должен был снять свои реквизиты, крепление, закрасить трафареты аренды и очистить от остатков груза.
Транспортировка 239 вагонов обойдётся в 2,2 млрд тенге или 7 500 евро за штуку
Чтобы решить вопрос по оставшимся 139 вагонам, представители ТОО «Первая Мультимодальная Компания» снова подали иск и снова о расторжении договора. Адвокат указал, что его предприятие не может больше извлекать выгоду и несёт ежедневные затраты из-за обеспечения сохранности на путях отстоя, а также оплачивая аренду с пеней за несвоевременный возврат вагонов (двухкратный размер стоимости аренды за каждый день просрочки).
Но в ТОО забыли упомянуть, что продолжают использовать вагоны для получения прибыли. Об этом в суде рассказал представить «Казтемиртранс», предоставив подтверждение. Согласно данным из информационных систем, в которых фиксируется дислокация, маршрут, погрузка и выгрузка вагонов, госимущество продолжали использовать. Более того, прекративший действие контракт не подразумевал исключение части вагонов из аренды. И никто не требовал возврата имущества исключительно через территорию РФ.
Более того, истец (ТОО «Первая Мультимодальная Компания») предлагал вывезти вагоны на машинах для последующей передислокации в Казахстан за небольшую скидку по арендной ставке. Вместо 2 100 тенге ТОО хотело платить 1 193 тенге без учёта НДС. Первое письмо пришло 7 февраля 2023 года. А спустя 20 дней к ранее заявленным условиям прибавилась дополнительная информация. Оказалось, что вывезти вагоны из Украины стоит немало денег. И сделать это может литовская компания.
Ориентировочная стоимость передислокации 239 вагонов составила бы 2 249 518 911 тенге. Передислокация одного вагона, по данным ЗАО Railana Multimodal (Вильнюс), обойдётся в 7 500 евро (по курсу Национального Банка – 482,57 тенге).
В стоимость входит:
- ж/д тариф по территории Польши и/или Литвы (300 евро);
- погрузочно-разгрузочные работы (1000 евро);
- материалы для крепления вагона на автотранспорте (500 евро);
- разрешение для перевозки негабаритных грузов (100 евро);
- перевозка вагонов автотранспортом (5 000 евро);
- проверка технического состояния вагона и приём вагонов на широкой колее и оформление сопроводительных документов (300 евро);
- таможенные услуги в странах ЕС (300 евро).
Транспортная компания BILAX Sp.zo.o. предложила цену повыше – 7700 евро за один вагон. То есть, вернуть имущество владельцу было можно, но очень затратно, по версии представителей ТОО «Первая Мультимодальная Компания». Поэтому они и отвергали такую возможность. Проще было расторгнуть договор и оставить «Казтемиртранс» самим разбираться с проблемой.
11 марта 2023 года СМЭС Астаны отказал удовлетворять иск ТОО «Первая Мультимодальная Компания» об изменении договора и расторжении в части 139 вагонов.
«Обращение истца в суд направлено не на защиту нарушенного права, а на исключение своей обязанности перед ответчиком, а так же тех возможных финансовых затрат, которые неизбежны при возврате вагонов с Украины в обход государств с военными действиями. Доводы истца на непреодолимые обстоятельства судом не могут быть приняты в силу достоверного опровержения их в суде»,
решил суд.
16 мая стороны подписали медиативное соглашение, а 31 мая – медиацию. Уже 5 июня документ утвердил суд Астаны. По соглашению, ТОО «Первая Мультимодальная Компания» отказывается от исковых требований к «Казтемиртранс». Возвращает АО все 239 вагонов на железнодорожные станции «Шалкар», «Кушмурун» и «Уральск», принадлежащие КТЖ, выплачивает 311 млн тенге задолженности. А также представители ТОО соглашаются на все платежи, включая пени и штрафы, но не ограничиваясь ими, если «Казтемиртранс» затребует их с даты подписания договора.
443 тысячи евро за возвращение 82 вагонов
15 января 2024 года АО «Қазтеміртранс» провёл ещё один конкурс. Оказалось, что в Украине остались 82 грузовых вагона: 29 полувагонов и 51 крытый. Входили ли они в список тех, что ранее арендовала ТОО «Первая Мультимодальная Компания», неизвестно.
Из бюджета госкомпании на возвращение имущества выделили более 230 млн тенге или 443 650 евро.
Желание участвовать подтвердили две литовские компании – UAB Score Logistics и ЗАО «СПЭДИЛТА». Как и в октябре 2023 года, выиграла последняя организация. Сколько вагонов по этому тендеру уже вернули АО «Қазтеміртранс», не сообщается.
Итого за возвращение 172 вагонов, о которых известно из тендеров, планировали заплатить 934 150 евро. При этом неизвестно, сколько вагонов вернули к настоящему времени.
Везли лиственницу, а заподозрили сосну
Ещё один случай с казахстанскими вагонами не связан с военными действиями России в Украине. Весной 2022 года АО «Қазтеміртранс» недосчитался двух полувагонов. Их признали вещественными доказательствами.
История началась 22 декабря 2021 года, когда АО «Қазтеміртранс» и ТОО SAVATE заключили договор. В феврале заказчик запросил два полувагона, чтобы перевезти долготье рудничное (срубы деревьев – Прим. Ред.). Отправить груз должны были направлением Россия – Кыргызстан.
В затраты заказчика, кроме аренды самих полувагонов, также входили грузовые работы, использование подъездных путей при погрузке, оформление документов, выгрузка вагона на станции назначения и промывка вагонов (при необходимости), подача/уборка вагона
под выгрузку и погрузку, станционные сборы при отправлении и прибытии вагона. В феврале для оказания услуг по организации доставки груза ТОО «SAVATE» заключил контракт ещё и с российской компанией ООО «ДТПС «Сибирь».
В конце марта 2022 года оба казахстанских полувагона отцепили в городе Рубцовск, потому что заподозрили груз в контрабанде (часть 3 статьи 226.1 УК РФ). 25 апреля завели уголовное дело по несоответствию груза. В сопроводительных документах значилось долготье рудничное из листвиницы, но фактически перевозили лес пиловочник из хвойных пород сосны. Полувагоны стали вещественным доказательством.
Вопрос решился лишь к 25 декабря 2022 года, когда старший следователь прекратил уголовное дело за отсутствием события преступления. Полувагоны вернули дочернему предприятию КТЖ. А те, в свою очередь потребовали деньги за 218 суток простоя вагонов.
Суд первой инстанции отказал АО «Қазтеміртранс», а уже в судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны встала на сторону квазигоскомпании. 7 февраля 2024 года отменили решение специализированного межрайонного экономического суда
города Астаны. ТОО SAVATE должно выплатить более 5,4 млн тенге.
Редакция CMN.KZ продолжит рассказывать об интересных судебных разбирательствах.