В мире прогнозируют рост цен на электрокары. Казахстан не станет исключением. Чем это вызвано и какое будущее у «зелёного» транспорта в нашей стране – в материале корреспондента CMN.KZ
Ранее в Комитете государственных доходов заявили, что казахстанцы исчерпали беспошлинные квоты на ввоз электромобилей на территорию республики. В 2025 году их выделили 15 тысяч и уже к 14 октября они полностью закончились, а новых пока не предвидится.
Теперь за такую машину на границе придётся заплатить в полном объёме.
«Хотя тарифная льгота формально действовала до конца года, выделенные 15 000 единиц полностью использованы. Это означает, что дальнейший ввоз электромобилей возможен только на общих основаниях с оплатой всех предусмотренных платежей и налогов», – заявили в ведомстве, отвечая на запрос редакции.
Напомним, при оформлении декларации на товары по ставкам ВТО размер таможенного сбора составляет 6 МРП или 23592 тенге, а налог на добавленную стоимость — 12 процентов.
Пониженные ставки действуют, если автомобиль включён в перечень изъятий, утверждённый решением Совета ЕЭК № 59 от 14 октября 2015 года (в редакции № 95 от 30 октября 2020 года).Однако такие машины разрешено продавать только в Казахстане — их вывоз в другие страны ЕАЭС запрещён.
Подробнее о способах таможенного оформления электрокаров можно прочитать здесь.
Впрочем, по мнению экспертов, для казахстанцев цена на такие машины вырастет не только из-за исчезновения квот.
Больше не стратегическая цель для Поднебесной
В Китае заявили о том, что хотят исключить электромобили из списка стратегически важных отраслей в своём плане развития на 2026—2030 годы. Такое решение власти Поднебесной приняли впервые за более чем десять лет. Это объясняют преизбыточным предложением таких машин на рынке, демпингом и чрезмерной конкурентностью. Соответственно поддерживать отрасль государство больше не желает.
«Автомобили на новых источниках энергии (NEV): электрокары, подключаемые гибриды и авто на топливных элементах — внесли в число стратегических отраслей в предыдущие три пятилетних плана. Центральные и местные органы власти предоставили миллиарды долларов в виде субсидий, что помогло КНР занять лидирующие позиции на мировом рынке «электричек», – отмечают в официальном информагентстве правительства КНР «Синьхуа».
Приоритет в господдержке планируют отдать квантовым технологиям, биопроизводству, водородной энергетике и ядерному синтезу.
Это может сказаться на стоимости электромобилей в Казахстане и существенно снизить спрос на них, поскольку именно Китай – главный поставщик электрокаров для нашей страны.
Как растёт парк «зелёных» авто в Казахстане
В Комитете госдоходов рассказали редакции, что в 2023 году в льготном порядке в страну ввезли 8 443 электромобиля, а в 2024 году – 9 680 единиц. Ну а 2025-й в этом списке стал рекордным.
При этом по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) на 1 июля 2025 года в Казахстане насчитывалось около 15,8 тысячи полностью электрических автомобилей — почти в десять раз больше, чем в начале 2023 года. Практически все машины новые: около 90% моложе трёх лет, ещё 9% — от трёх до десяти лет, и лишь 0,4% старше десяти лет.
Большинство электромобилей сосредоточено в крупных городах. На Алматы приходится более половины всего парка, на Астану — почти 12%, а на Алматинскую область — около 6%. В этих регионах самая развитая сеть зарядных станций, что делает пользование электромобилями удобным.
По брендам лидируют китайские марки: ZEEKR, BYD и HONGQI (10%).
Продлить ещё на три года
Когда стало известно о том, что квоты на ввоз в страну электрокаров скоро закончатся, глава фракции партии «Ак Жол» Олжас Нуралдинов обратился к премьер-министру Олжасу Бектенову с депзапросом, где предложил выделить дополнительные.
В запросе отмечается, что эта мера способствовала обновлению автопарка и сокращению вредных выбросов и депутаты считают, что важно поддержать переход граждан на электромобили.
«Срок действия льготного режима на ввоз электромобилей истекает в конце 2025 года, после чего произойдет повышение цен на электромобили на 30–40%, что приведет к снижению спроса и замедлению роста экологичного транспорта. Не случайно в недавнем интервью один из лидеров отечественного автомобилестроения Нурлан Смагулов заявил, что без мер государственной поддержки невозможно ожидать бурного роста рынка электромобилей», — отметил Нуралдинов.
Депутаты попросили премьера продлить действие льготного режима хотя бы на три года, инициировав этот вопрос перед Евразийской экономической комиссией. Кроме того, они просят содействовать в развитии инфраструктуры для электромобилей и стимулировать отечественных производителей и инвесторов на сборку и производство таких машин.
Что говорят эксперты?
Развитие электромобильного направления в Казахстане, по словам главного редактора журнала «За рулём» Алексея Алексеева, за последние годы прошло путь от единичных энтузиастов до устойчивого потребительского интереса.
«В 2023-м году начался бум китайских электромобилей. Zeekr выпустил очень интересную модель №1, она мгновенно стала популярна у нас и в Китае. Если на начало того года на учёте стояло менее 2000 электромобилей, то к его концу – около 6000. В 2024 году их было уже примерно 12 тысяч. Интерес к экоавто у нас большой», – говорит эксперт.
По его словам, одним из ключевых стимулов для роста рынка электрокаров в Казахстане стало развитие сети электрозаправок:
«В 2024 году зарядная инфраструктура особенно расцвела. Появилось больше 20 приложений, через которые люди ищут, где зарядиться. Стали появляться зарядные станции на междугородних заправках – это позволило ездить на дальние расстояния», – пояснил Алексеев.
Он также отмечает рост популярности гибридов и изменение подхода к владению транспортом:
«2024 и 2025 годы стали бумом Lixiang — гибридов. Наш покупатель разделился: одни выбирают электромобили, другие — гибриды, чтобы не зависеть от зарядки. Людям понравилась возможность не заправляться».
По его словам, тот факт, что в Казахстане впервые за несколько лет закончилась квота на беспошлинный ввоз электромобилей – реальный показатель высокого спроса на такой вид транспорта. С другой стороны, по словам эксперта, здесь тоже не все так просто.
«В этом году впервые закончилась квота, и задолго до конца года. В конце октября она закончилась. Здесь помогли россияне. В России с 1 ноября должны были повысить утилизационный сбор до очень высокого уровня. Поэтому, как я понимаю, они приехали к нашим дилерам и скупали здесь машины – по 20, по 30, а то и по 50 штук», – поясняет Алексеев.
Впрочем, несмотря на ситуацию в Китае, он уверен, что интерес к электротранспорту сохранится, а квоты продлят:
«Их должны продлить, потому что и в России они ещё не исчерпали интерес. Электромобилей у нас пока не так много, чтобы говорить о том, что рынок насыщен».
А вот у председателя независимого автомобильного союза Казахстана Эдуарда Эдокова на этот счёт несколько иная точка зрения и перспективы электрокаров в стране он оценивает менее оптимистично.
«Квот новых не будет, и поэтому динамика роста количества электромобилей в Казахстане будет гораздо менее быстрая. Мы не увидим таких темпов роста, как в прошлые годы и это печальный факт», — считает он.
По словам Эдокова, именно эксплуатационная выгода делает экологические авто особенно привлекательными для коммерческого транспорта:
«Для такси, например, работает экономика пробега. Электромобиль в операционных расходах дешевле — меньше запчастей, дольше интервалы обслуживания. Масло меняется каждые 40 тысяч километров вместо 5–10 тысяч, тормозные колодки — раз в 100 тысяч. В них просто нечему ломаться».
Тенденция, по наблюдению эксперта, уже заметна:
«Сейчас таксисты массово пересаживаются на электромобили. Из моего опыта 90% водителей отмечают: большой, комфортный автомобиль, никаких проблем в эксплуатации, плюс дешёвая заправка».
Вместе с тем Эдоков уверен, что государственная поддержка могла бы ускорить развитие рынка и помочь решить экологические проблемы.
«Если бы государство оказывало меры поддержки, как в Европе, США или Китае, мы могли бы перевести хотя бы 5-10% автопарка на электричество. Особенно важно сделать это для такси, грузовиков, общественного транспорта – это был бы значительный вклад в решение экологических проблем».
В качестве примера успешного подхода эксперт приводит Китай. В Пекине, по его словам, ещё десять лет назад задыхался от выхлопов, а сегодня до 40% транспорта там «на электричестве». А в некоторых городах КНР и того больше.
Глава Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов поясняет, что Казахстану нужны электромобили, но и без них местный потребитель особенно не пострадает.
«Будет ли продление квот? Я думаю, что в ближайшие годы навряд ли что-то будет меняться. Но Китай, может быть, и продавит и где-то в середине или к началу 2027 года могут увеличить квоты», – говорит он.
С другой стороны, по словам эксперта, в стране в скором будущем тоже наладят выпуск электромобилей и тогда большой проблемы не будет.
«Производство, конечно, будет не в таких объёмах и не в такой разновидности. Допустим, там JAG будет электромобиль, ну или там Hyundai тоже построит какой-нибудь завод, или ещё какой-нибудь лидер ЗИКР, может быть, перейдёт на платформу производства электромобиля в Казахстане. Всё может быть», – размышляет он.
При этом Шакуов не считает, что отсутствие квот кардинальным образом скажется на цене электрокаров для казахстанцев, хотя признает, что покупательская способность падает.
«Вряд ли цены на электромобили вырастут – скорее всего, они будут особо без сильного изменения, так как потребность в электромашинах сегодня отсутствует. У потребителей Казахстана таких прям жизненно важных функций не несет — это чисто модный гаджет. Вот если бы, к примеру, на законодательном уровне в Алматы запретили ездить на ДВС – тогда да. Но, к сожалению, такого нет, поэтому не особо мы ощутим, скажем так, что если этого не будет — ну нет электромобилей, пойдём, возьмём обычные машины», – говорит эксперт.
Между тем в преддверии холодов в мажилисе вновь стало жарко. Один из депутатов вернулся к дискуссии о том, сколько же всё-таки можно прогревать двигатель автомобиля, чтобы не нарваться на штраф. Напомним, в январе 2025 года десятки казахстанцев получили подобные взыскания от полиции, но с иной формулировкой. Прошёл почти год, а путаницы в спорной законодательной норме меньше не стало. Почему – в материале CMN.KZ.
Читайте также:
