В Казахстане завершили государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании мажилиса, передаёт CMN.KZ
Два последовательных аудита 2024 и 2025 выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Как отметил председатель ВАП, они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.
Отечественный препарат за 4 млрд тенге так и не включили в Национальный формуляр
Так, объём фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства. За 2022-2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако, по словам Алихана Смаилова, в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз.
«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего два оригинальных отечественных препарата. Один из них не включён в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потратили более 4 млрд тенге», — подчеркнул он.
За последние три года объём преференций для отрасли фармацевтики оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закуп продукции на 10 лет. Такие закупки за 5 лет выросли с 69 до 112 млрд тенге.
«Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается», – указал председатель ВАП.
Воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих.
Медперчатки из Таиланда поставили в Казахстан под видом отечественных: цены завысили вдвое
Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объём и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда.
«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — считает Смаилов.
Глава ВАП также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырьё. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке.
Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.
Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках, подчеркнул Смаилов.
Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тысяч сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат.
Цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%
Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения пациентов. По словам Смаилова, в 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи.
«Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счёт», – отметил председатель ВАП.
В 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата «СТ-KZ», что за три года составило 258 млрд тенге.
Затраты на логистику за 3 года выросли на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тенге. Это также отражается на себестоимости лекарств.
Кроме того, аудит выявил более 67 тысяч случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности, либо не предусмотренных протоколами лечения.
Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети.
«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — отметил Алихан Смаилов.
Вместе с тем, в отечественной системе здравоохранения принято 1133 клинических протокола. При этом порядка 70% из них не пересматривали на протяжении от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям.
По итогам двух аудитов выявлены:
- финансовые нарушения на 741 млн тенге;
- неэффективное использование средств на 32 млрд;
- потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге.
Материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по 5 – в правоохранительные органы.
По всем выявленным вопросам правительству дали рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. Сотрудники ВАП будут регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем.