В ближайшие пять–десять лет Алматы потребует от государственных служащих принципиально новых навыков – цифровой грамотности, проектного мышления, клиентоориентированности и способности работать в условиях стремительного роста мегаполиса. Где взять таких специалистов и как нужно готовить такие кадры, узнал корреспондент CMN.KZ
Об этом журналистам рассказала директор Академии государственного управления при президенте Республики Казахстан в Алматы Айнур Идрисова.
На пресс-конференции, которая состоялась в Региональной службе коммуникаций мегаполиса, речь шла не только о будущем южной столицы, но и всей страны.
Ключевые компетенции будущего
По словам Айнур Идрисовой, развитие Алматы, рост населения, нагрузка на инфраструктуру, транспортные ограничения, экологические вызовы и высокая гражданская активность требуют от управленцев умений работать с данными, цифровыми платформами и интеллектуальными системами.
Эксперт подчеркнула, что система подготовки кадров уже претерпела серьёзные изменения и перешла на практикоориентированную модель обучения.
«На первый план выходят цифровая и дата-грамотность, управление проектами и изменениями, сервис-дизайн и клиентоориентированность, а также развитые навыки коммуникации с обществом в духе концепции «слышащего государства». Не менее важны устойчивость к кризисам, этика, ответственность и готовность к постоянному обучению», – пояснила она.
Айнур Идрисова подчеркнула, что современный госслужащий должен мыслить системно и принимать стратегические решения в условиях быстрых перемен. Именно поэтому Академия в Алматы выстраивает программы, формирующие комплекс управленческих компетенций.
В рамках переподготовки слушатели учатся выявлять первопричины проблем, обосновывать решения, оформлять их в виде проектов, рассчитывать бюджет, риски, сроки, а также оценивать краткосрочные и долгосрочные эффекты. Такие практические кейсы становятся основой будущей профессиональной деятельности.
«Сегодня недостаточно иметь профильное образование: госслужащему нужно уметь анализировать данные, внедрять цифровые инструменты, работать с интеллектуальными системами и создавать удобные сервисы для граждан. Если раньше главным считалось быстро реагировать, то теперь ключевым становится прогнозирование и внедрение решений опережающего характера», – отметила Айнур Идрисова.
Главным прорывом последних лет директор Академии назвала переход к практикоориентированному обучению. К традиционным лекциям добавились реальные кейсы, моделирование рабочих ситуаций и участие действующих руководителей госорганов.
Отдельным блоком стала технологическая модернизация: медиа-студии для обучения публичным выступлениям и работе с прессой, VR-симуляции для отработки кризисных сценариев. При этом расширение сети филиалов позволило оперативно внедрять новые компетенции по всей стране.
Особое внимание Айнур Идрисова уделила образовательному проекту «AI-Qyzmet», реализованному совместно с Министерством искусственного интеллекта, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (ныне Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан) и Astana Hub.
Программа охватила более 50 тысяч госслужащих и была направлена на развитие цифровой грамотности и этичное использование технологий искусственного интеллекта в госуправлении.
По словам Идрисовой, все эти изменения формируют фундамент подготовки нового поколения управленцев, способных эффективно отвечать на вызовы стремительно развивающегося мегаполиса.
Ориентиры – современность и максимальная практика
Идрисова рассказала о ключевых изменениях в системе подготовки современных госслужащих и новых образовательных подходах. По её словам, в Академии делают ставку на практико-ориентированный формат обучения последовательно усиливают этот направление.
Спикер отметила, что для этого уже внедрили международные методики, включая кейс-стади Гарвардской школы управления, симуляции кризисного управления и другие признанные современные практики.
«Академия ведет активное сотрудничество с Harvard Kennedy School и Maxwell School of Citizenship and Public Affairs Университета Сиракьюз. Зарубежные лекторы читают курсы для слушателей, а специалисты Академии проходят стажировки и обмен опытом», – отметила Идрисова.
Спикер пояснила, что сегодня слушатели не просто изучают теорию, а самостоятельно решают реальные управленческие задачи в иммерсивной среде, моделируют сценарии, анализируют последствия и пробуют различные модели поведения.
«Это формирует мышление современного управленца, ориентированного на результат», — подчеркнула она.
Отдельное внимание уделяется формированию продуктового мышления госслужащих. По мнению Идрисовой, в госсекторе всё ещё недостаточно специалистов, хорошо понимающих логику разработки цифровых сервисов: пользовательский путь, тестирование гипотез, анализ данных, ИТ-архитектуру.
«Без базовых навыков разработки и понимания процессов создания цифровых продуктов цифровая трансформация будет неполной. Поэтому важно, чтобы госслужащие умели мыслить как разработчики, даже на базовом уровне», — отметила она.
Во время брифинга затронули и тему популярности государственной службы среди молодежи.
По данным Академии, средний возраст госслужащего составляет 39 лет, при этом доля специалистов до 30 лет достигает 17 %. Спикер подчеркнула, что молодёжь привлекают возможности участия в реальных проектах, приобретения управленческих компетенций и реализации инициатив, несмотря на то, что заработная плата не всегда сопоставима с частным сектором.
Идрисова отметила, что Академия государственного управления становится центром подготовки нового поколения управленцев – тех, кто способен сочетать технологии, международные практики и стратегическое мышление для развития города и страны.
Транспорт, экология и цифровые сервисы
Также во время брифинга Идрисова представила идеи Академии госуправления, которые могут изменить транспорт, экологию и цифровые сервисы в Алматы. Это ряд проектов, которые могут лечь в основу новых городских решений.
По её словам, Академия активно участвует в подготовке кадров, которым предстоит реализовывать стратегические инициативы мегаполиса.
Государственные служащие, впервые назначенные на руководящие должности или только поступившие на службу, проходят трёхнедельную программу обучения, в рамках которой команды из трёх–пяти человек разрабатывают собственные проектные решения.
«К защите этих работ приглашаются руководители профильных управлений, представители бизнеса и квазигосударственного сектора. Темы выбираются независимо от должности или образования участников – главным критерием остаётся повышение качества жизни алматинцев. Лучшие проекты получают статус «рекомендовано к реализации», – пояснила Идрисова.
В этом году слушатели предложили несколько идей, которые, по оценке экспертов, имеют высокий потенциал применения в городе.
Среди них подсветка нерегулируемых пешеходных переходов с автоматической фиксацией движения, позволяющая увеличить видимость пешеходов в тёмное время суток и снизить количество ДТП.
Ещё один проект касается транспортной сферы – внедрение единого платежа, который позволит пассажирам пользоваться метро, автобусом и троллейбусом за одну сумму, как это практикуется в ряде зарубежных стран.
Также предложено снизить транспортную нагрузку в утренние часы пик за счёт изменения расписания вузов и колледжей: перенос начала занятий для 255 тысяч студентов на 11:00 мог бы перераспределить пассажиропоток и разгрузить дороги.
В сфере цифровизации слушатели разработали проект приложения на базе искусственного интеллекта, которое сможет отвечать на типовые вопросы и ситуации граждан. В Алматы ежегодно фиксируется более 200 тысяч обращений, и такой сервис значительно снизил бы нагрузку на МИО. Кроме того, участники программы предложили усовершенствовать функционал платформы e-Otinish.
На основе собственного пользовательского опыта и анализа наиболее частых ошибок они подготовили ряд небольших, но значимых интерфейсных улучшений, которые должны повысить удобство работы с системой и уменьшить количество некорректных обращений.
Айнур Идрисова подчеркнула, что подобных инициатив значительно больше, и Академию радует высокий уровень креативности и ответственности молодых госслужащих, готовых активно участвовать в развитии Алматы.
Ранее сообщалось, что система видеомониторинга в Алматы – считается крупнейшей в стране. В неё входит более 58 тысяч камер, которые установлены на различных объектах мегаполиса. Корреспондент CMN.KZ выяснял, зачем столько и какие функции помимо охраны правопорядка они выполняют.
Читайте также:
