В конце апреля в АЗРК поделились информацией, что «Яндекс Такси» завышал тарифы клиентам, если вызов касался районов аэропорта и удалённых от центра города. Всё это выяснили во время аудита эффективности ценообразования. Естественно, антимонопольное агентство сразу же потребовало всё отменить и привести в соответствие с нормами законодательства Казахстана. Редакция CMN.KZ выяснила, на чём агрегатор зарабатывал дополнительный доход

Вопросы у антимонопольщиков вызвали три принципа ценообразования. В «Яндекс Такси» пообещали всё исполнить:

  • Отменить отнесение некоторых жилых зон в районе аэропорта к тарифной зоне воздушной гавани;
  • Пересмотреть правила программы лояльности пользователей (программа «Яндекс плюс»);
  • Сделать ценообразование более прозрачным.

Кроме того, в «Яндекс Такси» обещали информировать АЗРК за три дня до повышения тарифов и базовой стоимости поездок. С тех пор как ввели это новшество, цены не повышали.

Отдельного тарифа «Аэропорт» нет, а вот цена за такси есть

Из трёх пунктов, по данным АЗРК, в «Яндекс Такси» уже выполнили два первых. Повысить прозрачность данных по ценообразованию для клиентов, а также отображать компоненты тарифа по менее заселённым зонам обещают не позднее 31 июля 2025 года. При этом все рекомендации после аудита включили в антимонопольный комплаенс Яндекс.

«Отсутствует отдельный тариф «Аэропорт». Для поездок из аэропорта в рамках механизма «Горячие часы» рассчитывается отдельный повышающий коэффициент, учитывая особенности данной зоны», – рассказали в АЗРК в ответ на запрос CMN.KZ.

В антимонопольном агентстве указывают, что стоимость такси состоит из базовой и динамической цен, а также других компонентов. Элементы работают в тандеме. При их расчёте и формируется окончательная цена за каждую поездку.

«Базовая составляющая представляет фиксированный набор параметров, определяющий начальную стоимость услуги. Она включает элементы, которые не зависят от спроса или предложения. Цена формируется на основе предсказуемых факторов: расстояние поездки, время в пути и ряда других условий, которые являются постоянными в рамках обычной работы сервиса«, – сообщили в АЗРК.

Что же касается программы лояльности «Яндекс плюс», то клиенты за платную подписку, стартующую от 1500 тенге, получали 10% скидку по услугам тарифов «комфорт» и выше. Только за это почему-то платили ещё и водители такси. То есть, именно они покрывали предоставленную клиентам скидку. Таким образом «Яндекс Такси» дважды зарабатывал на казахстанцах: на клиентах в виде подписки и на таксистах в виде покрытия скидки клиентам. Сколько работала эта схема, неизвестно, но в АЗРК сообщили, что компания полностью взяла на себя все расходы по данной программе.

Как повышался тариф на Яндекс-такси в Казахстане?

По данным АЗРК, в 2023 году повышающий коэффициент составлял 1,22, а в 2024 году он вырос на 0,02 пункта. Доля поездок с повышающим коэффициентом выше х3 за 2023 год составила 0,36%, за 2024 год – 0,16%. По итогам аудита, максимально значение составило 6,79.

«Согласно пункту комплаенса в случае применения повышающего коэффициента субъект рынка обязуется не взимать вознаграждение за оказание услуг по предоставлению доступа к сервису с части стоимости заказа, которая её превышает более чем в два раза. То есть, комиссия взимается только до повышающего коэффициента х2, остальное становится доходом водителей».

Помимо «Яндекс Такси» на рынке участвовало восемь субъектов бизнеса: ТОО «Inservice» («Индрайвер»), ТОО «Сок Оперейшенс» (Didi такси), ТОО «Region LLC», ТОО «Беллфаст Уральск» (Такси Максим), ТОО «Astana taxi service», Такси Баурсак, Апару такси, ALLO taxi. Только эта информация, вероятнее всего, уже сильно устарела. В АЗРК отметили, что данный список составили по результатам анализов состояния конкуренции за 2020 и 2021 годы.

В апреле Yandex Qazaqstan представили широкой общественности фильм о своих  алгоритмах, ошибках и мифах. Оказывается летом цена на такси выше, чем зимой. В «Яндекс Такси» столь необычное явление объяснили сезонностью заработка. Оказалось, что обычно услуги предоставляют строители, ремонтники или фермеры, которые с приходом тепла занимаются основной работой. При увеличении количества развлекательных мероприятий, наблюдается и рост спроса, в то время как уровень предложений наоборот падает.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version