В январе 2025 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил задачу перед правительством: обеспечить жёсткую экономию и направлять средства исключительно на решение самых неотложных проблем. Однако на фоне этого в соцсетях казахстанцы активно обсуждают многомиллионные траты из государственного бюджета на продвижение фильмов, которые так и не вышли в прокат. CMN.KZ решила выяснить, почему бюджет потратили на проекты, которые не оправдали ожиданий, сколько фильмов вышло в 2024 году и какие из них оказались наиболее успешными
22 млрд тенге и 94 фильма: сколько казахстанских фильмов выходит ежегодно?
В 2024 году казахстанский кинематограф показал стремительный рост: на экраны вышло 94 отечественных фильма — почти на треть больше, чем в 2023 году (65 картин). Этот успех отметил и президент Касым-Жомарт Токаев на Национальном курултае в Бурабае 14 марта 2025 года. Однако он подчеркнул, что важно не только увеличивать количество фильмов, но и сосредоточиться на их качестве, чтобы казахстанское кино не просто заполонило экраны, но и завоевало сердца зрителей.
«В наших кинотеатрах идёт в основном отечественное кино. Это хорошая тенденция. Но мы во главу угла должны ставить не количество, а качество. Дарить зрителям хорошее настроение и веселье — это одно, а продвигать непристойные модели поведения — совсем другое», — заявил тогда президент.
В 2024 году отечественные фильмы не только установили рекорд по количеству картин, но и по кассовым сборам. Казахстанские ленты собрали более 22 млрд тенге в прокате. Об этом сообщил в марте на заседании правительства Генеральный директор продюсерского центра Top Pro Cinema Александр Аксютиц.
Интересно, что большинство успешных проектов финансировались не за счёт государственного заказа, а на частные средства. В последние годы именно фильмы, снятые на частные инвестиции, принесли наибольшие кассовые успехи.
Среди лидеров — остросоциальный хоррор Куаныша Бейсека «Дәстүр» (2023), комедия Анвара Матжанова «Брат или брак 3» (2024), а также проект Дархана Саркенова «Заманback» (2024) и романтическая комедия Дариги Бадыковой «Таптым-ау сені» (2023). Каждая из этих картин заработала в прокате более 1 млрд тенге.
Тем не менее, на фоне успешных частных проектов внимание правоохранительных органов привлекли фильмы, снятые с использованием государственного финансирования. В 2024 году прокуратура Алматы выявила нецелевое использование бюджетных средств на поддержку национального кино за период с 2019 по 2023 годы.
Например, на фильм «Выбор» или «Бесмойнак» в 2019-2021 годах потратили 500 млн тенге, но лента так и не вышла в прокат. То же касается фильма «Тырналар» режиссёра Дамира Манабая, получившего господдержку в размере 422 млн тенге.
«Таким образом, государство лишилось возможности получить 20% доли дохода от проката и показа фильма, предусмотренного законодательством», — сообщали в прокуратуре.
После проверки власти привлекли к дисциплинарной ответственности заместителя председателя Комитета культуры Минкульта, а также заместителя председателя правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино».
Режиссёры снимают фильмы для фестивалей, а не для масс — Минкульт
За разъяснения по поводу потраченных средств редакция CMN.KZ обратилась в министерство культуры и спорта РК. Причины провала, по мнению самого министерства, кроются в ориентации авторов не на массового зрителя, а на узкопрофильные фестивали. Более того, продюсеры, сценаристы и режиссёры, по мнению ведомства, получают вознаграждение ещё на этапе реализации проектов и не заинтересованы в дальнейшем прокате.
«Как показывает практика, режиссёры стараются снимать картины для участия в фестивалях, конкурсах, производить авторские фильмы, которые интересны узкому кругу профессиональных кинематографистов и любителей киноискусства, оставляя на второй план запросы широкой зрительской аудитории. Также производители и авторы фильмов не заинтересованы в прокате, так как в период реализации проектов они уже гарантированно получили свои гонорары», — ответили в Министерстве.
Фильм «Выбор» (или «Бесмойнак»), который так и не вышел в прокат, снял один из известных режиссёров Казахстана Ермек Турсунов.
Режиссёр – не новичок в киноиндустрии. Его фильм 2009 года «Келін» даже попал в шорт-лист премии «Оскар», но до финала не дошёл. В Казахстане картину встретили негативно и раскритиковали за откровенные сцены и отсутствие диалогов. В прокате «Келін» собрал лишь 5,3 млн тенге при бюджете в 99,9 млн тенге.
Затем Турсунов снял «Шал», фильм по мотивам знаменитой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», который завоевал премию «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии. В прокате 2012 года фильм собрал 30 млн тенге, что для авторского кино было приличным результатом. Однако на создание картины из бюджета потратили 386,4 млн тенге.
При этом, другие картины режиссёра не повторили успех «Шала». Например, «Кенже» (2014) собрал в прокате лишь 1,8 млн тенге при бюджете в 505 млн тенге. А «Шыракшы» (2017) с бюджетом в 680 млн тенге принёс 833 тысячи тенге. И вот теперь «Бесмойнақ» — картина, которую вообще не выпустили в прокат.
В Министерстве культуры подтвердили, что фильм не увидел свет, но причины отказа остались неясными.
Сам Турсунов утверждает, что «Бесмойнақ» был полностью готов к показу, однако не прошёл цензуру. В интервью для некоторых СМИ он рассказал, как за несколько дней до запланированной премьеры ему сообщили, что фильм не получит лицензию на прокат.
Теперь CMN.KZ направит запрос в Министерство культуры, чтобы понять, что дальше будет с фильмом, который, похоже, обречён пылиться на полке.
4 млрд тенге на фильмы или на обучение специалистов?
Несмотря на неудачный опыт с фильмом «Бесмойнақ» и скромные кассовые результаты других своих проектов, Ермек Турсунов в 2023 году вновь подал заявку на бюджетное финансирование. На этот раз режиссёр запросил у государства внушительную сумму — 4 млрд тенге на производство фильма «Мамлюк».
«Однако по результатам конкурсного отбора проект не получил одобрение Экспертного совета и не был включён в перечень кинопроектов, утверждённых к финансированию», — сообщили в ведомстве.
В 2025 году Турсунов подал сразу три новых проекта как автор сценариев: «Верблюжий хребет», «Круг» и «Люблю тебя больше жизни». Все они пока находятся на первом этапе конкурсного отбора.
«Согласно правил отбора кинопроектов для оказания государственной финансовой поддержки, заявки с представлением финансовых и других параметров будут представлены кинокомпаниями на второй этап конкурсного отбора, в случае положительного заключения Экспертного совета на сценарий», — сообщают в ответе.
Кроме того, в ответе на запрос CMN.KZ в ведомстве сообщили, что планируют провести аудит эффективности бюджетного финансирования кинопроизводства. Однако сроки и формат проверки остаются неизвестными.
В марте 2025 года Александр Аксютиц, гендиректор Top Pro Cinema, отметил рост спроса на казахстанские фильмы, но указал на дефицит специалистов в киноиндустрии. Он предложил обновить базу киностудии «Казахфильм», создать образовательные программы и улучшить условия для иностранных инвестиций. Премьер-министр Олжас Бектенов поддержал инициативы, признав, что Казахстан отстаёт в подготовке кадров для кино.
В этой связи, в сети обсуждают, что бюджетные средства стоит направить на обучение специалистов, а не на фильмы, которые не доходят до зрителя.
Читайте также: