Казахстанские аграрии второй год подряд получают рекордные урожаи зерновых. При этом страна продолжает увеличивать экспортную карту, но есть нюансы, связанные с логистикой. Как их решают корреспонденту CMN.KZ рассказали  в АО «НК «Қазақстан темір жолы»

В нацкомпании отметили, что ранее в правительстве поручили обеспечить   стабильную ежемесячную отгрузку зерновых не менее одного миллиона тонн зерна.

По итогам маркетингового сезона (с сентября 2024 по август 2025 годов) объём перевозок зерна железнодорожным транспортом составил 13,3 млн тонн. Это на 45% выше уровня прошлого года. Экспорт вырос на 51%, достигнув 10,3 млн тонн.

Казахстанское зерно сегодня идёт не только на традиционные рынки, но и по новым направлениям — в Иран, Азербайджан, Марокко, Алжир и Вьетнам:

  • в Иран уже отправили млн тонн (объёмы поставок выросли в 11 раз);
  • в Азербайджан — 730 тыс. тонн (рост поставок увеличился в 110 раз);
  • в Европу — 1,1 млн тонн (рост в 2,5 раза).

В сентябре КТЖ перевезли 1,3 млн тонн зерна, что на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. В нацкомпании уточнили, что более млн тонн из этого объёма — экспорт.

По словам управляющего директора по производственным процессам АО «НК «Қазақстан темір жолы» Бауыржана Урынбасарова, в КТЖ заранее подготовили логистическую инфраструктуру к сезону массовых перевозок.

«Обеспечена маршрутизация как гружёных, так и порожних составов. Это  повысило оборачиваемость вагонов. Ведётся обновление локомотивного парка: в 2024 году поставлен 131 локомотив, в 2025 году запланирована закупка 187, из которых 83 единицы уже поставлены», — отметил он.

Парк зерновозов составляет 13,7 тыс. единиц при нормативной потребности 12,5 тыс. Для экспортных маршрутов дополнительно привлекли вагоны из России. Для перевозки переработанной сельхозпродукции задействовано 16,5 тыс. крытых вагонов, что полностью покрывает существующий спрос.

Несмотря на готовность инфраструктуры КТЖ и полное согласование заявок на перевозку, фактическое выполнение планов остаётся ниже 50%.

Фото КТЖ

В нацкомпании связывают это с рядом внешних ограничений:

  • На китайском направлении пропускная способность пунктов Алашанькоу и Хоргос ограничена до двух составов в сутки. Дополнительные сложности создают фитосанитарные и таможенные процедуры, а также ограниченные выгрузочные мощности на китайской стороне — до 200 тыс. тонн в месяц.
  • В иранском направлении судозаходы и выгрузку осложняют погодные условия на Каспийском море. Казахстанское зерно перевозят иранскими судами как попутный груз, что увеличивает фрахтовую стоимость на $10–15 по сравнению с российскими портами.
  • В коридоре «Север–Юг» (через межгосударственный стыковочный пункт Болашак — Туркменистан — Иран/Афганистан) наблюдается задержка вывоза: при нормативе четыре поезда в сутки туркменская сторона принимает только два, из-за чего на сети скопилось порядка 1000 экспортных вагонов.

В КТЖ подчеркивают, что дополнительное влияние оказывают и другие факторы, связанные с грузоотправителями. К примеру, большинство элеваторов и зернохранилищ не работают в выходные и праздничные дни или применяют повышенные тарифы (+10–50%), что снижает объёмы погрузки почти на 45%.

Кроме того, техническое состояние погрузочных механизмов и подъездных путей часто не соответствует нормативам — отсутствуют собственные локомотивы и договоры с частными операторами. В результате среднее время нахождения вагонов на станциях погрузки увеличивается до 7–8 суток при нормативе до четырёх суток. Это замедляет оборот подвижного состава.

«Для обеспечения устойчивого вывоза урожая КТЖ продолжает оперативное взаимодействие с профильными министерствами, местными исполнительными органами, отраслевыми ассоциациями, Национальной палатой предпринимателей и грузоотправителями в рамках Зернового штаба», — поясняет Бауыржан Урынбасаров.

Компания рекомендует владельцам железнодорожных веток и элеваторам привести подъездные пути и погрузочные механизмы в нормативное состояние, обеспечить работу в выходные и праздничные дни и повысить готовность тяговой и маневровой техники.

Железнодорожная инфраструктура и парк подвижного состава КТЖ полностью готовы к обеспечению вывоза продукции нового урожая. Дальнейшее повышение эффективности возможно только при скоординированных действиях всех участников логистической цепи.

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version